Убийство Чарли Кирка создало мученика для MAGA

Оригинальная публикация на сайте communistusa.org

«Если достаточно вооружиться пистолетом, чтобы добиться своего, то к чему усилия классовой борьбы? Если наперстка пороха и кусочка свинца достаточно для того, чтобы прострелить шею врага, то к чему классовая организация?» — Лев Троцкий, «Почему марксисты выступают против индивидуального террора»

Убийство Чарли Кирка, самого влиятельного проповедника MAGA среди консервативной молодежи Америки, потрясло политический ландшафт. Трамп, который считал, что Кирк помог ему победить на выборах 2024 года, первым подтвердил новость о его смерти. Сегодня он объявил, что Кирк будет посмертно награжден Президентской медалью Свободы.

Кирк был подлым, озлобленным реакционером. Коммунисты выступают против всего, за что он стоял. Мы не скорбим о его смерти. Но мы обязаны ясно заявить, что этот акт повлечет реакционные последствия.

До покушения движение MAGA начинало раскалываться по классовым линиям. Сторонники Трампа из рабочего класса все чаще разочаровывались нарушением президентом своих обещаний, его неспособности улучшить экономические условия, участии в сокрытии скандала с Джеффри Эпштейном и многом другом. Теперь у базы Трампа есть мученик, вокруг которого они могут сплотиться. Вместо того чтобы поднять сознание рабочего класса, убийство Кирка разожжет культурные войны, на которых и питаются реакционеры вроде Трампа.

«Жертва» культурной войны

Публичность места убийства создало драматический эффект. Университет долины Юты был первой остановкой в турне Кирка по десяти университетам, организованном его движением в кампусах Turning Point USA, заявляющим о присутствии на 3500 школьных и университетских кампусах. Во время выступления перед тысячами студентов на открытой площадке его застрелили в шею с расстояния 200 ярдов [182,88 метра].

На момент написания стрелок не был пойман или публично опознан, хотя ФБР распространило фотографии подозреваемого.

Судя по всему, намеренно рассчитал время для выстрела. Через двадцать минут после начала мероприятия, во время сегмента «Докажи, что я не прав», студент задал Кирку вопрос о массовых шутингах в стране.

Кирк охарактеризовал массовые шутинги частью «духовной войны» трансгендеров против христианства. Это стало темой для обсуждения в рамках культурной войны после стрельбы в католической школе в Миннеаполисе в прошлом месяце, Министерство юстиции Трампа даже рассматривает возможность запрета на владение оружием для трансгендерных людей.

«Вы знаете, сколько трансгендеров в Америке совершили массовые шутинги за последние десять лет?» — спросил студент. Кирк сорвал аплодисменты циничным уклончивым ответом: «Слишком много».

Студент уточнил: «А вы знаете, сколько всего массовых шутингов было в США за последние десять лет?»

«Считать или не считать бандитское насилие?» — ответил Кирк, после чего был поражен смертельным выстрелом.

Тема оружейного насилия была для Кирка привычной — в своем ежедневном подкасте он часами распространял шовинистические и расистские тирады о «гендерной идеологии» и «черном насилии». В последнем эпизоде, вышедшем за день до его смерти, он посвятил целый сегмент теме «преступлений черных против белых», утверждая, что Джордж Флойд умер от передозировки, и заявив, что «недостаточно их [чернокожих мужчин] арестовано».

Новость о покушении прервала прямой эфир подкаста «War Room» Стива Бэннона, еще одного идеолога MAGA. Он заявил: «У нас должна быть стальная решимость. Чарли Кирк — жертва войны. В этой стране идет война».

Его гость Джек Пособек провел параллель с Луиджи Манджоне, предполагаемым убийцей топ-менеджера UnitedHealth в декабре: «Либо у тебя есть MAGA, либо у тебя есть Манджоне. И Манджоне теперь убивают сторонников MAGA… Это вы сделали с нашей страной. И то, что будет дальше, — тоже на вашей совести».

Новый клич для MAGA

В ночь после убийства, несмотря на отсутствие подозреваемого и мотива, Трамп записал видеообращение из Овального кабинета, осуждая «радикальное левое политическое насилие».

Президент связал убийство Кирка с покушением на него самого в Батлере (Пенсильвания) в прошлом году, а также с убийством Брайана Томпсона. Он пообещал найти «каждого, кто причастен к этому злодеянию и к другим актам политического насилия, включая организации, которые это финансируют и поддерживают».

Правые комментаторы подхватили ту же линию. Ведущий Fox News Джесси Уоттерс сказал:

«Это происходит. У вас есть стрелки-трансгендеры, у вас есть беспорядки в Лос-Анджелесе. Они ведут войну против нас, хотим мы этого признать или нет. Они ведут войну. И что мы будем делать? Сколько политического насилия мы готовы терпеть? … Мы больны, мы опечалены, мы злы, но мы решительны, и мы отомстим за смерть Чарли так, как он сам этого хотел».

Правый писатель Мэтт Форни написал: «Время полного разгрома левых. Каждый демократ-политик должен быть арестован, а партия запрещена». Илон Маск написал: «Левые — это партия убийства». Эндрю Тейт ограничился двумя словами: «Гражданская война».

Непосредственный эффект от убийства Кирка очевиден. Оно сплотило американских крайне правых вокруг их ярости и укрепило чувство, что они находятся в осаде. Именно это и есть ключевое послание пропаганды, которую TPUSA годами распространяла в университетских кампусах: консерваторы — это мятежники, выступающие против властвующих структур, а «левые» — термин, призванный объединить либералов, СМИ, политический истеблишмент и даже миллиардеров — сделают всё возможное, чтобы их остановить.

С точки зрения любого из сторонников Кирка из долины Юта, которые пришли послушать его выступление, события вчерашнего дня, несомненно, усилили это чувство. Вместо того чтобы поколебать их уверенность в трампизме, они лишь укрепили их убежденность в том, что они являются частью праведного движения, противостоящего могущественному и жестокому врагу.

После неудавшейся попытки покушения на Трампа в прошлом году в Батлере мы предупреждали о контрпродуктивных последствиях подобного сценария:

«Нетрудно представить, какой была бы реакция сторонников Трампа, если бы пуля снайпера достигла цели. Скорее всего, это спровоцировало бы социальный взрыв — массовые беспорядки и всплеск насилия против всех, кого восприняли бы как «противоположную сторону».

Коммунисты, разумеется, противостоят Дональду Трампу. Но очевидно, что любой исход попытки его убийства ведёт к глубоко реакционному развитию событий — такому, которое никак не помогает прояснить классовое разделение, проходящее через всё общество, включая и лагерь трампизма.

Большинство базы поддержки Трампа составляют рабочие, которых временно ввела в заблуждение его демагогия. Наша задача — обострить классовую линию в обществе и выдвинуть интересы всего рабочего класса на первый план, показав рабочим, что их общий враг — это капиталистический класс, а не другая часть рабочего класса. На этой основе база Трампа может быть расколота по классовому признаку».

Так же как инцидент в Батлере дал Трампу огромный импульс накануне прошлогодних выборов, мученическая смерть Кирка будет цинично использована для объединения правых. Трамп также может использовать ее как повод для усиления репрессий против своих политических противников.

Но, как мы уже много раз объясняли, его база — это не однородный блок, который неуклонно движется к фашистскому захвату власти. На самом деле это нестабильный электоральный альянс, обречённый распасться под ударами затяжного капиталистического кризиса. Демагогия на почве «культурных войн» может удерживать эту коалицию вместе какое-то время, но она не выдержит ежедневных ударов разрушающейся системы.

Куда движется MAGA?

До сих пор раскол коалиции Трампа по классовым линиям развивался быстрыми темпами, особенно среди молодежи. Опрос CBS в конце июля показал отрицательный сдвиг в 54 пункта в рейтинге одобрения Трампа среди избирателей младше 30 лет. С 55% одобрения и 45% неодобрения в феврале он упал до 28 (падение на 44 пункта) одобрения и 72% неодобрение соответственно.

Помимо внутренних разногласий MAGA по поводу тарифов Трампа, ожесточенных дебатов о том, означает ли лозунг «Америка прежде всего» поддержку прокси-войны НАТО в Украине и геноцида Израиля, а также возмущения из-за отказа Трампа опубликовать файлы Эпштейна, решающим фактором, способным разрушить трампизм, является экономика. Инфляция и долг растут, а число заявок на пособие по безработице недавно достигло максимума за четыре года.

Во вторник Бюро трудовой статистики сообщило, что за прошедший год было создано на 911 000 рабочих мест меньше, чем считалось ранее. Экономист из Inflation Insights назвал эту переоценку «хуже любого показателя, предварительного или окончательного, наблюдавшегося по крайней мере с 2000 года».

Это происходит в то время, когда кризис американского капитализма подрывает нечестивый межклассовый альянс внутри трампизма, а рекордные 70% населения США заявляют, что больше не верят в «американскую мечту». И хотя буря возмущения не будет длиться вечно, убийство Кирка резко отодвинуло все это на второй план. На его место с новой силой вышла культурная война. Поэтому убийство — это шаг назад, а не вперед, в классовой борьбе.

Коммунисты понимают: MAGA нельзя победить с помощью либерального истеблишмента — тем более через акты политического террора. Его можно победить только путем создания классовой альтернативы, способной использовать и завоевать здоровое недовольство рабочих, которое Трамп цинично эксплуатировал. Это требует организованной силы с боевой программой за хорошие рабочие места, более высокие зарплаты, всеобщее жилье, здравоохранение и образование, а также независимой классовой позиции против обеих партий правящего класса.

Наша цель — не убивать и не затыкать рты оппонентам, а политически разоблачать их в глазах рабочего класса, чтобы построить партию, представляющую интересы большинства.

Виновен правящий класс

Политики обеих партий объединяются в моралистическом осуждении политического насилия, используя язык, ставший до тошноты предсказуемым. Почти каждая крупная политическая фигура опубликовала заявление с какой-то вариацией фразы: «Политическому насилию нет места в нашей стране».

Но очевидно, что политическое насилие стало крайне распространенным. С прошлого лета произошло два покушения на Трампа, два нападения со стрельбой на законодателей от демпартии в Миннесоте и поджог дома губернатора Пенсильвании.

Не только избранные чиновники становились мишенью. В прошлом месяце 30-летний противник вакцин от COVID открыл стрельбу в штаб-квартире по штаб-квартире Центра по контролю и профилактике заболеваний в Атланте, убив полицейского. В июле 27-летний мужчина убил четверых, включая топ-менеджера Blackstone, в офисном здании на Манхэттене. Он намеревался атаковать также руководителей Национальной футбольной лиги, находившихся в том же здании, в знак протеста против травм мозга, полученных во время футбольных матчей.

«Насилие против политических фигур раньше считалось чем-то, что происходит в нестабильных демократиях где-то далеко», — писал Рид Эпштейн в New York Times. — «Теперь это — факт жизни в Америке, как и школьная стрельба, которая когда-то шокировали национальное сознание».

Все это — симптомы разрушающегося общества, полного людей, не имеющих надежды и уверенности, что они могут изменить что-либо «нормальными методами».

Факт в том, что американский капитализм с самого начала был пропитан насилием. Но если политическое насилие стало частью американской реальности, то виновен в этом правящий класс. Ни одна система не была столь жестокой, как капитализм, и ни один правящий класс не имеет столько крови на руках, как американский: он напрямую или косвенно убил десятки миллионов людей по всему миру и до сих пор напрямую финансирует уничтожение населения Газы.

Рабочий класс — это единственная сила в истории, у которой есть интерес в том, чтобы положить конец политическому насилию, и сила, чтобы это сделать. Но для объединения этого класса необходимо заменить разделение на культурной почве ясной программой классовой борьбы.