Полицейские поймали Луиджи Манджоне, подозреваемого в стрельбе по генеральному директору

Оригинальная публикация на сайте: marxist.com

После пятидневного бегства от властей предполагаемый убийца Брайана Томпсона был наконец пойман в Макдональдсе в Алтуне, штат Пенсильвания. В социальных сетях Луиджи Манджоне прозвали «Регулировщиком», и он стал народным героем современности.

Целенаправленное убийство генерального директора компании UnitedHealthcare вывело на поверхность глубоко укоренившуюся классовую ненависть, которую испытывают миллионы людей. Изображения с камер наблюдения и стрелявшего наводнили социальные сети, и подавляющее большинство превозносило его как героя и защитника угнетенных. Возмущение по поводу системы платного здравоохранения в стране переполнило чашу весов по всему политическому спектру – классический пример того, как случайность выражает глубокую необходимость.

Выходец из богатой мэрилендской семьи, Манджоне – инженер по обработке данных с образованием, полученным в Лиге плюща. В своем школьном выпускном классе он был отличником, который был удостоен чести произносить прощальную речь. В его социальных сетях есть фотографии из путешествий, которые выглядят как вырванные из рекламы в журнале. По общему мнению, он был «супер нормальным» и «исключительно добрым и сострадательным другом». Он работал над видеоиграми и некоторое время жил в сообществе серферов на Гавайях. По словам бывшего одноклассника: 

«Я не думаю, что он сумасшедший. Я надеюсь, что будет публичный суд, и он получит возможность объяснить в суде, как все это произошло».

На первый взгляд, у Манджоне все было хорошо. И все же кризис капитализма и страдания, которые он причиняет человечеству, сильно повлияли на него. Страдая от сильных болей в спине, он не мог отвернуться от мира, несмотря на свою относительную «привилегированность», и у него возникло неумолимое желание «что-то сделать». То, что он в итоге сделал, было сродни бросанию валуна в пруд, и последствия этого будут иметь далеко идущие последствия.

На месте стрельбы были найдены гильзы с выгравированными словами «отрицать», «защищать» и «низвергать». В рукописной записке, которая была при нем, когда его арестовали, выражалась «недоброжелательность к корпоративной Америке», по словам представителей полиции. И хотя полный текст еще не опубликован, в нем якобы есть такие строки: «Эти паразиты должны были это сделать… Я приношу свои извинения за причиненные страдания и травмы, но это должно было быть сделано». Интернет-ищейки также нашли положительную рецензию на манифест Унабомбера, написанную Манджоне. Короче говоря, не может быть никаких сомнений в том, что у его поступка была политическая мотивация.

Манджоне должен был знать, что его поймают, но он все равно осуществил свой план. Его самоотверженность и смелость не подлежат сомнению. Но мы должны спросить: могут ли подобные действия внести значимый вклад в свержение капитализма? Приблизит ли волна политически мотивированных убийств нас к социалистической революции? Или на смену таким руководителям, как Томпсон, придут другие, столь же преданные сохранению системы, а государство будет использовать это как оправдание для усиления своего репрессивного аппарата?

Как революционные коммунисты, мы тоже всеми фибрами своего существа выступаем против капитализма. Однако то, какие методы мы выбираем для достижения наших целей, не является второстепенным вопросом. Это вопрос не абстрактной морали, а эффективности. Как всегда, опыт большевистской партии весьма поучителен. В первые годы своего существования партия формировалась в политической борьбе с мелкобуржуазным народническим течением, которое проповедовало индивидуальный терроризм в борьбе с царским самодержавием.

Комментируя политическое убийство, совершенное Фридрихом Адлером в Австрии во время Первой мировой войны, Ленин обратился к тем прежним идеологическим битвам и разъяснил позицию коммунистов:

«Что касается политической оценки акта, то мы остаемся, разумеется, при нашем старом, подтвержденном опытом десятилетий убеждении, что индивидуальные террористические покушения являются нецелесообразными средствами политической борьбы.

Мы вовсе не против политического убийства (в этом смысле просто омерзительны лакейские писания оппортунистов «Vorwärts» и венской «Arbeiter-Zeitung»), но в качестве революционной тактики индивидуальные покушения нецелесообразны и вредны. Только массовое движение можно рассматривать как действительную политическую борьбу. Только в прямой, непосредственной связи с массовым движением могут и должны принести пользу и индивидуальные террористические действия. В России террористы (против которых мы всегда боролись) совершили ряд индивидуальных покушений, но в декабре 1905 г., когда дело наконец дошло до массового движения, до восстания, — когда нужно было помочь массе применить насилие, — тогда-то как раз «террористы» и отсутствовали. В этом ошибка террористов.

Адлер принес бы гораздо больше пользы революционному движению, если бы, не боясь раскола, систематически переходил к нелегальной пропаганде и агитации. Было бы очень хорошо, если бы нашлась какая-нибудь левая группа, которая опубликовала бы в Вене листовку и в ней сообщила бы рабочим свой взгляд: заклеймила бы самым резким образом лакейство венской «Arbeiter-Zeitung» и «Vorwärts’а», оправдала бы морально поступок Адлера («killing is no murder»), но в качестве урока для рабочих заявила бы: не терроризм, а систематическая, длительная, самоотверженная работа революционной пропаганды и агитации, демонстрации и т. д. и т. д. против лакейской, оппортунистической партии, против империалистов, против собственных правительств, против войны — вот что нужно.»

Учитывая вакуум в левом движении и отсутствие альтернатив классовой борьбе, неудивительно, что такие люди, как Луиджи Манджоне и Аарон Бушнелл, не видят иного выхода, кроме как взять дело в свои руки. Если мы не создадим партию, которая сможет организовать молодых людей, желающих изменить мир, они окажутся вне классовой борьбы, задушенные или убитые государственными вооруженными людьми. Другие останутся обреченными и апатичными, и это также недопустимо. Мы можем предотвратить это, только сделав Революционных коммунистов известными на весь мир. Присоединяйтесь и помогайте строить свою партию!