Оригинальная публикация на сайте marxist.com
В преддверии дня выборов оба кандидата идут ноздря в ноздрю, и вы можете почувствовать беспокойство правящего класса, который в большинстве своем выступает против храбреца Трампа. Но почему его антиистеблишментские идеи нашли отклик у определенной части американского общества?
День голосования в США назначен на 5 ноября. В тот же вечер в Великобритании семьи разожгут костры в ночь Гая Фокса, отмечая неудачную попытку католика Фокса в 1605 году взорвать Вестминстерский дворец с королем и парламентом внутри.
Многие его сторонники считают, что Дональд Трамп идет по стопам Фокса, стремясь разнести в пух и прах ненавистную политическую элиту Вашингтона, которую кандидат в президенты от Республиканской партии популярно окрестил «болотом».
Победит Трамп или нет, все еще остается под вопросом. Он идет вровень с кандидатом от демократов Камалой Харрис.
Однако по мере приближения дня выборов на страницах буржуазной либеральной прессы чувствуется тревога.
В одной из статей Financial Times от 24 октября выражается сожаление по поводу того, что подача Харрис в области экономики «исчерпала себя под конец пути». А британская New Statesman откровенно задается вопросом: «Неужели Камала Харрис все испортила?».
Истеблишмент в основном выстроился против Трампа. В результате он ищет другие способы укрепить свою базу. Как и в предыдущих избирательных кампаниях, он пытается привлечь на свою сторону слой жертв кризисов капитализма – особенно рабочих, живущих в «ржавом поясе» Америки.
Несмотря на свою реакционную политику и статус миллиардера, Трамп проецирует себя как радикального кандидата «против истеблишмента». В отличие от него, Харрис и демократы считаются приверженцами Уолл-стрит.
Харрис, хотя и кивает в сторону профсоюзов, с гордостью называет себя «капиталистом», который верит в «свободные и справедливые рынки».
В действительности ни Трамп, ни Харрис ни в коей мере не представляют интересы американского рабочего класса.
Последний поворот – профсоюз Teamsters, насчитывающий 1,3 миллиона членов, решил не поддерживать кандидата от демократов, после того как опрос членов профсоюза показал, что около 58 процентов хотели бы поддержать Трампа.
Традиционно Teamsters поддерживают демократов. В 2020 году профсоюз поддержал Байдена и Харрис. Теперь, под давлением, впервые за 28 лет профсоюз не поддержал ни одного из кандидатов в президенты. Это представляет собой значительный сдвиг в ситуации.
Newsweek привел результаты опроса, согласно которым Трамп получит наибольшую поддержку рабочего класса среди всех республиканцев за последние сорок лет.
Потеря контроля
Очевидно, что доминирующие слои американского правящего класса предпочли бы Камалу («Я люблю капитализм») Харрис более разрушительному Дональду Трампу в качестве президента.
Трамп считается маньяком, преследующим свои собственные, опасные, цели. В случае победы он значительно усилит нестабильность и неопределенность, которые и без того уже царят в американском обществе и мировых отношениях, чего они предпочли бы избежать. Харрис, напротив, рассматривается как «надежная пара рук».
Но правящий класс не контролирует ситуацию. Американская политика находится в хаосе.
В 2016 году Дональд Трамп выступил против истеблишмента Республиканской партии, а также против истеблишмента США в целом. За последнее десятилетие ему удалось победить старую гвардию. Республиканская партия больше не является той партией, которой она была раньше. Теперь это партия Дональда Трампа.
В результате американский правящий класс потерял контроль над республиканцами, одной из двух своих традиционных партий.
Аналогичное развитие событий наблюдается и в Великобритании. Правящий класс временно потерял контроль над Лейбористской партией при Корбине и до сих пор пытается сохранить свое влияние на партию Тори.
Оставленные позади
Популист Трамп открыто презирает Вашингтон. Это мнение находит отклик у миллионов американцев, разочаровавшихся в истеблишменте и его представителях. Они составляют основную базу поддержки Трампа.
Хотя его политика, несомненно, реакционна, он достаточно умен, чтобы направить свою пропаганду непосредственно на разочарованных американских рабочих.
Это оказалось очень эффективно. Многие рабочие глубоко разочарованы существующим положением вещей и испытывают горечь по отношению к тем, кто находится наверху. Рабочий класс остался позади. Традиционные рабочие места были потеряны, фабрики закрываются, а реальная заработная плата резко сокращается. Многие живут от зарплаты до зарплаты, с трудом сводя концы с концами.
Для этих работников и их семей «американская мечта» превратилась в кисель. Разочарование переросло в гнев и ярость.
Трамп успешно воспользовался этим настроением. Демократы, тем временем, воспринимаются просто как защитники статус-кво. Это перевернуло американскую политику с ног на голову.
Большой бизнес против «синих воротничков»
Предвыборные митинги Трампа иногда сравнивают с религиозными митингами, на которых он подстрекает толпу обещаниями «Сделать Америку снова великой» (MAGA). Его политика «Америка прежде всего», включая экономический национализм, сочетается с ксенофобией и расизмом.
Его помощник по выборам Джей Ди Вэнс, несмотря на то, что он бывший венчурный капиталист, удваивает эту антиистеблишментную риторику. Трамп намеренно выбрал его, чтобы привлечь на свою сторону избирателей из числа «синих воротничков» в ключевых штатах, где идет активная борьба.

В своей речи на Республиканском национальном съезде Вэнс выступил против крупного бизнеса и «баронов с Уолл-стрит». Он изобразил демократов как часть корпоративной элиты, лояльно служащей глобальному капиталу. В то же время республиканцев он назвал партией «забытых» и рабочих-тружеников Америки.
«Мы перестали обслуживать Уолл-стрит», – сказал он. «Мы будем поддерживать рабочих».
Вэнс использовал радикальные формулировки, больше напоминающие Берни Сандерса, левого сенатора от Вермонта:
«Я не думаю, что мы придем к какому-то компромиссу с людьми, которые в настоящее время фактически контролируют страну, если мы не свергнем их каким-то образом, мы будем продолжать проигрывать».
«Мы закончили импортировать иностранную рабочую силу. Мы будем бороться за американских граждан, за их хорошие рабочие места и хорошие зарплаты».
«Нам нужен лидер, который не находится в кармане у крупного бизнеса, а отвечает перед рабочими людьми, как профсоюзными, так и не профсоюзными; лидер, который не продастся транснациональным корпорациям», - сказал он, поддерживая Дональда Трампа.
Это антикорпоративное, изоляционистское кредо – от лидеров традиционно дружественной бизнесу Республиканской партии – встревожило Уолл-стрит. «Нам не нужен республиканец Берни Сандерс», – сказал один из инвесторов FT, описывая кандидатуру Трампа.
Тарифы и рабочие места
В этом году министр финансов Джанет Йеллен подсчитала, что с момента вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году в США исчезло два миллиона рабочих мест в обрабатывающей промышленности.
В ответ на это Трамп выступил с требованием ввести тарифы против конкурентов Америки – и не в последнюю очередь против Китая. По его словам, на иностранный импорт должны быть наложены 20-процентные тарифы, а на товары из Китая – до 60 процентов.
«На этот раз», – комментирует FT (Financial times), – «Трамп разработал гораздо более популистскую программу экономической политики, призванную представить его как защитника интересов простых рабочих людей и отечественного производства».
«Когда они приходят и крадут наши рабочие места, крадут наше богатство, крадут нашу страну», – заявил Трамп в интервью журналу Time в апреле. «Я называю это кольцом вокруг страны».
«Нет, мы не позволим этим парням получить доступ к нашим рынкам, когда они пытаются занизить американские зарплаты и украсть американские заводы», – утверждает Вэнс.
За неимением массовой социалистической альтернативы риторика Трампа нашла отклик у многих рабочих.
«Я не знаю, почему бы нам не ввести тарифы на все, что поступает из Китая, – говорит Нельсон Вестрик, рабочий компании Ford, живущий в округе Макомб недалеко от Детройта, – и на все из Мексики тоже, – добавляет он.
Изоляционизм и тревога
Трамп также дистанцировался от демократов в вопросах внешней политики. Он настроен более изоляционистски: выступает против предоставления Украине дополнительной американской помощи, критикует НАТО и выступает против вовлечения американских вооруженных сил в иностранные конфликты, если в этом нет крайней необходимости.
Для американского правящего класса такая риторика представляет серьезную опасность. Все нападки Трампа на истеблишмент, Уолл-стрит и крупный бизнес только еще больше разжигают его базу.
Несмотря на свое богатство, многие видят в нем кандидата «против истеблишмента», человека, который представляет их – маленьких людей, простых парней с улицы.
Капиталисты и их апологеты считают это опасным.
Тот факт, что Трамп пробился в ряды рабочего класса, вызвал тревогу в Демократической партии.
Раньше избиратели из рабочего класса считались основой поддержки демократов. Но они всегда воспринимались как нечто само собой разумеющееся. В результате сейчас эти избиратели, очевидно, более открыты для Трампа, чем раньше.
В 2020 году опрос NBC показал, что рабочие отдавали предпочтение Байдену перед Трампом с перевесом в 16 процентных пунктов. Теперь этот показатель снизился до 9 процентных пунктов.
Трамп фашист?
Главным аргументом Байдена против Трампа было то, что он угроза демократии и разрушитель. Но в наши дни такие аргументы не имеют большого веса.
Есть много тех, кто настолько разочарован и зол, что хочет видеть Трампа в Белом доме именно для того, чтобы разрушить и поставить под угрозу систему.
Простое нападение на Трампа как на «фашиста» не подорвет его поддержку. Более того, это контрпродуктивно. Трамп – не фашист, стремящийся уничтожить американское профсоюзное движение или установить безжалостную диктатуру.
Конечно, у Трампа есть ядро убежденных сторонников реакции, включая несколько небольших фашистских группировок. Его также поддерживает слой реакционных владельцев малого бизнеса.
В первую очередь, он реакционный демагог, выступающий с правой, изоляционистской программой «Америка прежде всего». Но в нее он намеренно вплетает яростные нападки на Уолл-стрит и вашингтонский истеблишмент.
Именно это находит отклик у представителей рабочего класса, которые сильно отличаются от небольших фашистских банд и слоев, также поддерживающих Трампа.
Для них Трамп воспринимается как мужественный человек, готовый противостоять старой гвардии, привилегированной элите и лживым СМИ. Он выглядит бесстрашным, бросающим вызов всем традициям и условностям. Он не боится атаковать заветные институты буржуазной демократии.
Тем самым он выражает гнев многих. Его сторонники считают, что у него есть, так сказать, «пара яиц».
Нападения и обвинения
Многие считают нападки на Трампа попытками истеблишмента свалить его. И они не ошибаются. Правящий класс бросил против него все силы, но так и не смог его уничтожить.
Кажется, ничего не удается. Когда он был президентом, они делали все, чтобы дискредитировать его. Они пытались это сделать, включая две попытки импичмента.
После того как Трамп был отстранен от власти на выборах 2020 года, было сделано все, чтобы не допустить его повторного выдвижения. В разных штатах его пытались не допустить к выборам. Он был осужден по 34 уголовным статьям, еще более 50 находятся на рассмотрении. Его обязали выплатить сотни миллионов по гражданским делам о мошенничестве в бизнесе и по иску о клевете, возникшему в результате обвинения в изнасиловании.
Но каждое уголовное обвинение, выдвинутое против него, только усиливало его поддержку. Каждое обвинение просто отскакивает от него.
На самом деле, все эти нападки обернулись против них. Его сторонники считают это охотой на ведьм против Трампа со стороны «глубинного государства» – врага народа.
Точно так же недавние попытки покушения только укрепили веру в то, что он тот самый человек, мишенью которого является безжалостный истеблишмент.
Ситуация в Америке никогда не была такой поляризованной. Для реальных сравнений вам придется вернуться к Гражданской войне 1860-х годов. Тот факт, что 45 % республиканцев поддержали штурм Капитолия в январе 2021 года, является отражением этого.
Что такое «популизм»?
Несмотря ни на что, Трамп отказывается подчиняться. Даже проиграв Байдену на выборах в ноябре 2020 года, он все равно набрал более 73 миллионов голосов – на 11 миллионов больше, чем на выборах 2016 года.
Эти миллионы, конечно, не были реакционерами, как предполагают некоторые. Это избиратели, которых неоднократно предавали старые политики; они хотят попробовать что-то новое, что-то радикальное. Именно это и пытается предложить им Трамп.
Трампа называют «популистом». Популизм – довольно расплывчатый термин, который означает лишь демагогию: когда лидер обращается к массам, апеллирует к их инстинктам, чтобы прийти к власти.
Очевидно, что это очень эластичное понятие. Существуют различные виды популистов, представляющие весь политический спектр; как правые, так и левые.
Это видно на примере Латинской Америки: Уго Чавес в Венесуэле – левый радикал, а Хавьер Милей в Аргентине – правый либертарианец.
Конечно, Трамп представляет правую, реакционную разновидность – того, кто будет цинично использовать недовольство слоя масс в своих корыстных интересах.
Либеральные комментаторы не могут понять, как такой оголтелый реакционер, откровенный женоненавистник и расист, смог привлечь такой уровень поддержки.
На самом деле именно провал либералов и либерализма подготовил приход Трампа. Либералы привержены капитализму и элите Уолл-стрит. Они руководили падением уровня жизни, в то время как богатые становились еще богаче.
В процессе они оттолкнули от себя миллионы людей, открыв часть рабочего класса для аргументов Трампа и его риторики против Уолл-стрит.
Берни Сандерс
Стоит спросить: есть ли у левых чему поучиться у Трампа?
Этот вопрос может обеспокоить многих, кто видит в нем анафему. Но нет смысла закрывать глаза на происходящее.
Трамп обладает качествами, которые привлекают тех, кто чувствует себя бесправным. Он производит впечатление крутого парня, которого не волнует, что в него бросают. Он упорно отказывается признать свое поражение в 2020 году и утверждает, что выборы были «украдены». Он полностью презирает политические «конвенции».
Поэтому его сторонники видят в нем мужественного знаменосца тех, кого угнетает капитализм; разрушителя системы. Он открыто апеллирует к рабочему классу, как решительный борец за его интересы.
У демократов и либералов нет на это ответа.

Единственным человеком, который мог бросить вызов Трампу и привлечь на свою сторону сторонников из рабочего класса, был Берни Сандерс.
На словах Сандерс решительно выступил против «класса миллиардеров». Фактически он пообещал «политическую революцию против класса миллиардеров». Он отказался принимать их деньги. Он также считался кандидатом против истеблишмента, в отличие от Хиллари Клинтон, кандидата от Уолл-стрит.
Радикализм Сандерса пришелся по душе сторонникам Трампа. На одном из митингов Трампа на огромном экране демонстрировались ролики с выступлениями Клинтон. Это было встречено воплями оскорблений со стороны толпы.
Но когда на экране появился ролик с Сандерсом, реакция сторонников Трампа была совершенно иной. Наступила тишина – знак уважения толпы к этому борцу с истеблишментом.
Это показало, как обещание Сандерса совершить «политическую революцию» зацепило сторонников Трампа, которые искали фундаментальных перемен. Клинтон, напротив, совершенно не привлекала эти слои. Более того, она активно отталкивала их своей отстраненностью и высокомерием.
И Сандерс, и Трамп воспринимались политическим истеблишментом как «аутсайдеры». Но именно это и привлекало в них миллионы недовольных системой.
Как и Трамп, Сандерс занимался антиистеблишментным «популизмом». У него была многомиллионная аудитория, которая жаждала фундаментальных перемен и которую привлекал «социализм». В их число входили 43 процента людей, которые относили себя к категории «независимых».
Он привел в действие огромные классовые силы, особенно среди молодежи, которая никогда раньше не голосовала.
Несмотря на свои недостатки, он дал сознательное выражение неосознанным желаниям рабочего класса изменить общество.
К сожалению, в итоге вместо того, чтобы порвать с демократами и основать новую антикапиталистическую партию, Сандерс поддержал Клинтон, затем Байдена и предал движение, которое возглавлял. Потенциал, который он пробудил, был растрачен в результате его капитуляции.
В результате в глазах многих Сандерс стал человеком истеблишмента, частью демократической машины. Это сыграло на руку Трампу. Ему было выгодно быть единственным кандидатом от истеблишмента в гонке.
Уроки для левых
Сегодня Сандерс, Александра Окасио-Кортез и другие «левые» демократы поддержали Камалу Харрис.
Вот к чему приводит обанкротившаяся политика «меньшего зла». Для них все сводится к поддержке «демократии» против угрозы «фашизма».
В действительности же они просто капитулировали перед демократической машиной. В конечном итоге это отражает слабость их реформистской политики.
То же самое можно было наблюдать и в Великобритании. Руководство Корбина думало, что сможет сосуществовать с правым крылом лейбористов – проводниками капитализма внутри партии. Блэйристов следовало изгнать, когда у Корбина был шанс. Но левые лидеры боялись раскола.
Правым диверсантам позволили остаться и подрывать партию изнутри. Слабость дала возможность для наступления.
Сравните это с Борисом Джонсоном. Став премьер-министром, он столкнулся с оппозицией со стороны целого ряда своих собственных членов парламента по поводу Brexit. Он просто исключил 21 из них из партии, без каких-либо колебаний.
В отличие от него, руководство Корбина, несмотря на массовую поддержку, капитулировало перед правым крылом и позорно извинилось за несуществующий «антисемитизм». Это подготовило почву для их окончательного поражения.
Разумеется, как только правые вернули себе контроль, они без колебаний вытеснили левых и отстранили Корбина. Причина такой безжалостности заключалась в том, что за ними стоял вес правящего класса, их СМИ и ресурсы буржуазного общества.
Если мы и можем чему-то научиться у Трампа, так это следующему. Несмотря на то что он является откровенным реакционером, он твердо стоит на ногах и отказывается идти на компромисс или прогибаться перед своими оппонентами. Он отказывается капитулировать, что бы в него ни бросали. Это упрямство снискало ему уважение миллионов.
Левые только выиграли бы, если бы переняли такую решимость. Они должны бороться с огнем с помощью огня. Проще говоря, левые должны обрести хребет.
Для этого необходимо иметь революционное мировоззрение и программу, чего, к сожалению, не хватает лидерам реформистов. Они не понимают, что массы, которые ищут руководство, хотят не меньше, чем настоящей революции – не на словах, а на деле.
Грядущая американская революция
Правящий класс поймал и повесил Гая Фокса. В Америке, напротив, Трамп-разрушитель вполне может стать президентом во второй раз.
Но ни Трамп, ни Харрис не смогут решить проблемы рабочего класса. Напротив, кризис американского и мирового капитализма – усиленный экономическим национализмом Трампа – будет означать усиление жесткой экономии и прочим атакам.
Учитывая банкротство демократов, провал Трампизма подтолкнет слои его сторонников из рабочего класса к поиску нового революционного выхода.
Эти силы, в свою очередь, помогут сформировать ряды грядущей американской революции: революции против класса миллиардеров и их системы.