Взрыв на «Эластике»: почему гибнут рабочие?

Как многие могут помнить, 15 августа в Рязанской области произошла трагедия: в результате взрыва на пороховом заводе «Эластик» погибли и пострадали рабочие предприятия. По данным на 25 августа пострадало 185 человек, 28 из которых погибли. Вся страна могла наблюдать жуткие кадры хаотичных руин на месте, где ранее находился заводской цех.

Несмотря на то, что в первые дни после взрыва ходили домыслы о том, что взрыв произошел в результате атаки украинских дронов, на самом деле причины намного более тривиальны, но от того и значительно более ужасны. Спустя прошедшее время мы имеем возможность оценить это событие и в чем его корни.

Не первый раз

На протяжении всего времени прошедшего с трагедии, СМИ систематически избегали упоминаний о том, что нынешний взрыв не был событием свалившимся из ниоткуда, без каких-либо предпосылок и более ранних инцидентов. Почти ровно четыре года назад на территории того же завода уже произошел взрыв, повлекший за собой пожар. Тогда погибли 17 рабочих.

Момент взрыва даже был запечатлен видеорегистратором проезжавшего мимо автомобиля.

По определенным характерным чертам уже тогда было ясно, что работающий на оборонку завод пребывает в плачевном состоянии. Во-первых, на тот момент он находился под арбитражным управлением (то есть проходил процедуру банкротства). Во-вторых, и это особенно примечательно, взрыв тогда произошел в цеху, выкупленном частной фирмой по производству промышленной взрывчатки.

То есть и местные власти, и власти региона, и начальство завода не могли не знать о том, что существуют серьезные проблемы с безопасностью на заведомо крайне небезопасном производстве. Но, видимо, потенциальная угроза была ими проигнорирована. При том, что первый инцидент и недавняя трагедия ложатся в канву целой череды взрывов на опасных промышленных предприятиях, происходивших в России за последние годы. Вот несколько примеров:

-  2018 год, Дзержинск (Нижегородская область). На оборонном заводе им. Свердлова произошел взрыв. Погибли пять рабочих и шестеро пострадали. По версии следствия в одном из цехов произошел взрыв аммонала из-за нарушения технологического процесса.

  • 2020 год, Мценск (Орловская область). На Заводе профессионального оборудования в строящемся производственном помещении произошел взрыв скопившихся паров лакокрасочных материалов. Пять рабочих погибли, трое пострадали.
  • 2023 год, Котовск (Тамбовская область). На Тамбовском пороховом заводе произошел взрыв после которого начался пожар. 5 человек погибли, 14 пострадали. Взрыв списали на «человеческий фактор».
  • 2023 год, Чапаевск (Самарская область). Взрыв На заводе «Промсинтез» (завод производит взрывчатые вещества). Погибли шесть человек, двое получили травмы. 

Прибыль vs безопасность

В случае произошедшей 25 августа катастрофы в основном тиражируется версия о нарушении техники безопасности на производстве, которая и повлекла трагедию. Используются такие обороты как «технологический сбой», «короткое замыкание» и т.д. 

Но все же о намного более существенной предпосылке взрыва сообщил один из локальных ресурсов: производственная линия, которую давно не обслуживали, работала с недопустимым превышением нагрузки. Если в иных случаях последствия такого пренебрежения технологическими нормативами и мерами безопасности как правило приводят лишь к выходу из строя оборудования, то в производстве взрывчатки и пороха, потенциальная гибель людей в результате детонации становится лишь вопросом времени.

Разговоры СМИ и чиновников о «человеческом факторе» служат только отвлечению внимания от корня проблемы. Чтобы понять его, необходимо разобраться в балансе интересов вовлеченных сторон, который в конечном счете носит классовый характер по своей природе.

Если кто и заинтересован в максимальном соблюдении норм безопасности и технологий производства на таких предприятиях, то это непосредственно работники цеха. Даже человек являющийся по своему личному характеру разгильдяем, работая со взрывчаткой на производственной линии, прекрасно отдает себе отчет в том, что последствия нарушения норм тут идут лично для него далеко за пределы тривиального лишения премии. На кону – риск серьезных увечий или даже смерти. И так – для каждого работника линии.

Другое дело – когда мы говорим о частных владельцах предприятий, директорах и прочих начальниках, чьи кабинеты находятся поодаль от непосредственного производства (а иногда и очень далеко от него). Здесь работают категории максимизации прибыли и «оптимизации затрат». Это означает нажим на трудовой коллектив, чтобы заставить его работать интенсивней, в том числе и ценой перегруза на производственное оборудование при преступной экономии на его обслуживании. Взятые вместе, эти обстоятельства и ведут к фатальным последствиям для рабочих, которым приходится в буквальном смысле слова заплатить своими жизнями за прибыли боссов.

Рабочий контроль как вопрос жизни и смерти

Конечно, даже самый строгий контроль за соблюдением требований безопасности и производственных норм не даст полной гарантии от возможности смертельных инцидентов на опасных производствах. Но у всего есть относительная мера. Целая серия смертельных производственных взрывов, включая самую недавнюю трагедию в Рязанской области показывает, что в условиях общественных отношений современной России вероятность таких событий повышается, а значит растет и конкретная смертность вследствие их. 

Хозяева и начальники производств считают цифры доходов, а не жизни людей. С другой стороны, слабость или пассивность профсоюзов и недостаток классовой организованности делают рабочих уязвимыми к давлению боссов, угрозам увольнений, выдавливания и внесения в черные списки, пусть даже в результате принятия существующего порядка вещей они получают опасную для своей жизни производственную среду.

Но есть также и вопрос политической власти. Она прямо обслуживает интересы капиталистов и создает условия для того чтобы это давление было возможно, а преступные действия боссов если и наказывались, то только когда они доводят до массовой гибели людей. Лишь в этом случае проводится судебный процесс над парой-тройкой человек, которых назначают ответственными, а какой-нибудь крупный чиновник выражает притворную «глубокую скорбь». Впрочем, потерянных жизней это уже не вернет.

Такое положение может быть устранено только целым комплексом мер, которые поставят производства непосредственно под контроль трудовых коллективов, а политику под контроль рабочего класса и в его собственных интересах. В нашей программе мы описываем эти необходимые мероприятия, которые, как мы показали, являются вопросом не просто мелких улучшений или решения небольших проблем, но вопросом жизни и смерти.

Для того, чтобы реализовать это и взять власть в свои руки, рабочему классу необходимо организовываться и строить свою партию, стоящую на последовательной коммунистической программе. Для того чтобы делать это мы зовем тех, кто читает это, присоединяться к Партии коммунистов-интернационалистов.