Оригинальная публикация на сайте: marxiste.org
Французский капитализм вступил в новую фазу массового уничтожения рабочих мест. Объявления о закрытии предприятий и плановых сокращениях множатся: Мишлен , Ашан, Арселор Миталл – и многие другие. По данным «Всеобщей конфедерации труда»(ВКТ), в ближайшей перспективе под угрозой увольнения находятся 150 000 работников промышленности. Закрывая предприятия, директора запускают цепную реакцию: поставщики и субподрядчики объявляют о банкротстве и в свою очередь увольняют рабочих.
В то же время общее ухудшение экономической ситуации сильно бьет по многим предприятиям малого и среднего бизнеса. Число банкротств достигло 66 800 с января 2024 года, что превысило исторический максимум 2010 года. Сокращение спроса и взрывной рост цен на энергоносители сделали невозможным для тысяч малых предприятий погашение кредитов, выданных государством во время пандемии.
В сентябре прошлого года Банк Франции пересмотрел свои прогнозы роста экономики на 2024 год в сторону понижения (до 1,1%). В 2025 году он прогнозировал 1,2 %. Но эти прогнозы не учитывали текущую волну банкротств, закрытий и увольнений. В сочетании с десятками миллиардов евро бюджетных сокращений, запланированных правительством, рост безработицы может только еще больше подорвать спрос, а значит, и рост. Для правительства Барнье это также риск быть подвергнутым вотуму недоверия в Национальном собрании – и риск спровоцировать серьезные социальные волнения.
Вопрос долгов
С точки зрения защиты своих классовых интересов, у французской буржуазии нет альтернативы радикальной политике жесткой экономии в попытке погасить государственный дефицит, который, как ожидается, превысит 6% в 2024 году. К 2025 году Франции придется занять на рынках еще как минимум 300 миллиардов евро, в то время как государственный долг продолжает расти и уже превышает 3 миллиарда евро.
После роспуска Национального собрания в июне прошлого года условия финансирования французского долга ухудшились. Испания и Португалия берут кредиты по более низким процентным ставкам, чем Франция. Процентные выплаты только по государственному долгу Франции могут достичь 55 млрд евро в 2025 году, затем 70 млрд евро в 2027 году и почти 100 млрд евро в 2028 году. Le Figaro, 10 октября 2024 г. Для сравнения: бюджет национальной системы образования в 2024 году составит 63 млрд евро.

В октябре рейтинговые агентства «Fitch» и «Moody’s» присвоили кредитному рейтингу Франции «негативный прогноз». В своем пояснении «Moody’s» отмечает, что для Франции характерна «политическая и институциональная среда, не располагающая к созданию коалиции вокруг политики, способной обеспечить устойчивое улучшение бюджетного равновесия». Другими словами, рейтинговое агентство признает кризис режима, то есть глубокую неадекватность и тупиковость политических механизмов, которые должны гарантировать проведение «реформ», необходимых буржуазии.
Французский крупный бизнес нуждается в сильном правительстве. Вместо этого он имеет правительство Мишеля Барнье, члена партии, набравшей менее 7 % голосов, которая вынуждена постоянно вести переговоры с различными конкурирующими и враждебными фракциями своего относительного «большинства» – а также с «Национальным Объединением» (НО). До сих пор «НО» отказывалась голосовать за вотумы недоверия, выдвигаемые «Новым Народным Фронтом» (ННР) либеральному правительству, но растущее недовольство электората Марин Ле Пен может заставить партию изменить свою позицию по данному вопросу недоверия в ближайшее время.
Общественное недовольство
После досрочных парламентских выборов мы писали:
«Ленин подчеркивал, что революционный кризис часто предваряется или даже инициируется кризисом политического режима буржуазии, то есть тех институтов, механизмов и методов, которые обычно гарантируют ее господство. Очевидно, что кризис глубоко устаревшего французского капиталистического режима постепенно обретает новые формы. Как отмечал еще Ленин, такой кризис и сопровождающий его раскол правящего класса открывают пространство для вмешательства эксплуатируемого класса, который пытается переломить ситуацию в свою пользу. Возможно, во Франции мы еще не дошли до этого, но мы движемся прямо к этому. Результаты выборов в законодательные органы открыли новую эру серьезной политической нестабильности».
Эммануэлю Макрону потребовалось три месяца, чтобы назначить новое правительство. Принятие бюджета зависит от доброй воли «НО». Что касается массы трудящихся, то они не следят за деталями парламентских поединков, но принимают к сведению как гнусность готовящихся правительством шагов, так и его крайнюю неустойчивость. Все слои общества – за исключением самых богатых, что бы ни говорил Барнье, – находятся под прицелом мер жесткой экономии, которые стоят на повестке дня. На этом фоне общественное недовольство лишь нарастает.

В октябре в системе медицинского страхования прошли забастовки в знак протеста против экономии 4,9 миллиардов, запланированной в законопроекте о финансировании социального обеспечения. Несколько больниц бастуют, требуя выделения дополнительных средств на их содержание. 19 ноября начались забастовки в секторе дошкольного образования, требующие повышения зарплаты и увеличения финансирования. Профсоюзы государственных служащих объявили забастовку на 5 декабря. После предупредительной забастовки 21 ноября профсоюзы «Национального общества французских железных дорог» планируют провести 11 декабря бессрочную забастовку против ликвидации грузовых перевозок и мер стимулирования отраслевой рыночной конкуренции.
В начале 2024 года Франция и Европа пережили одно из самых мощных сельскохозяйственных восстаний за последние десятилетия. С тех пор условия жизни и труда мелких фермеров не улучшились, и мобилизация набирает обороты.
Наконец, перед лицом волны увольнений и закрытия заводов начался ряд бессрочных забастовок в металлургической, автомобильной и химической промышленности. И это только начало, забастовочные кампании набирают обороты.
Упадок руководства
В ближайшие месяцы наступит новая волна обострения классовой борьбы. В этих условиях рабочим нужна четкая наступательная стратегия и план борьбы. Но их официальные лидеры не справляются с этой задачей.
«Непокоренная Франция» заперта в Бурбонском дворце, где она множит бессмысленные поправки к законодательным актам, которые никогда не будут приняты, – вместо того чтобы выйти на улицы бросить все силы на организацию внепарламентского движения на предприятиях и в рабочих кварталах страны.
Что касается общего руководства «ВКТ», то оно призывает правительство богатых объявить «мораторий на увольнения», иными словами, предать своих хозяев. Правда, оно также призывает к «дню сближения всех борцов за рабочие места» 12 декабря. Но это не остановит больших боссов, которые готовятся увольнять работников и закрывать предприятия. Стратегия «дней действий», какой бы массовой она ни была, уже не раз оказывалась провальной. В прошлом году, например, эта стратегия обрекла на поражение великую борьбу против повышения пенсионного возраста, несмотря на ее огромный потенциал, обеспеченный повальным недовольством населения этой контрреформой. Работники нескольких отраслей сделали правильные выводы и начали возобновляемые забастовки, но они оказались в изоляции из-за отказа руководства конфедерации распространить эти забастовки на другие отрасли.
Стратегия разовых «дней действий» направляет движение в привычное русло, ограничивает его масштабы и не позволяет ему принять форму, которая угрожала бы правительству и правящему классу. Как открыто признала Софи Бине (ВКТ) в апреле 2023 года в эфире BFM TV: «Мы требуем не падения этого правительства, а падения пенсионной реформы». Но сегодня, как и в прошлом году, только движение, достаточно сильное, чтобы свергнуть правительство, может также – и, как следствие, – встать на пути его контрреформ. Эти две вещи неразделимы. Отказавшись от цели свержения правительства, Софи Бине фактически содействует проведению его реакционной политики.
«Фракция «Единство» в ВКТ»
С декабря 2019 года высокопоставленные деятели «ВКТ», включая Оливье Мату, секретаря «Областного союза департамента Бюш-Дю-Рон», и Эммануэля Лепина, секретаря «Национальной федерации химической промышленности ВКТ», организовали левое течение в рамках конфедерации: «Единство ВКТ». «Единство» неоднократно подчеркивало необходимость подготовки широкого движения обновляющихся забастовок.

Это левое крыло «ВКТ» значительно укрепилось после конгресса конфедерации в марте 2023 года. В частности, оно добилось отклонения «Отчета о деятельности» уходящего руководства, что стало беспрецедентным в истории «ВКТ».
Перед лицом нынешней волны увольнений и социальных планов «Единство ВКТ» имеет совершенно иную программу, чем руководство Конфедерации: «Мы должны экспроприировать, национализировать и поставить под контроль рабочих основные промышленные объединения, от главных предприятий до субподрядчиков». Мы с этим абсолютно согласны. Вся «ВКТ» должна защищать эту программу. Она окажет огромное влияние на сознание и боевой дух миллионов рабочих, страдающих от политики жесткой экономии, увольнений и прочих последствий кризиса капитализма.
Лидеры «Единства» не должны довольствоваться защитой своей программы параллельно с бездарной и ультра-умеренной программой конфедеративного руководства. Сейчас не время для дипломатии с Софи Бине и ее окружением; сейчас время для откровенной и серьезной борьбы внутри самой «ВКТ», чтобы обеспечить эту мощную организацию программой и стратегией, соразмерными условиям и серьезности ситуации.