Однажды Александр III сказал, «у России два союзника - армия и флот». Не согласимся, ведь очевидно, что наикрепчайший союз у современной России не с «армией и флотом», а с нефтью и газом. Но, несмотря на столь значимую роль, которую энергоносители играют в экономической жизни РФ, та же газовая отрасль сейчас переживает не лучшие свои времена.
Газпром, российский монополист в сфере добычи и продажи газа, когда-то считавшийся «достоянием России», уже много лет находится в состоянии глубочайшего кризиса. Компания год за годом теряла прибыли, а год назад так и вовсе вышла в убыток. На фоне чистой прибыли в размере 1,2 трлн. рублей за 2022 год, к концу 2023 года она ушла в чистый «минус» на 1,23 трлн. руб. – впервые за 25 лет. Газпром может по праву считаться «самым убыточным достоянием России».
Конечно же, недосчитавшись пары-сотни миллиардов в своих карманах, газпромовские олигархи решили покрыть свои убытки за счёт трудящихся России. С 1 июля 2025 года внутренняя плановая стоимость 1 кубометра газа вырастет на 10%, а в сравнении с ценами 2022 года на 37%, т. е. более чем на треть. И теперь, когда дела совсем плохи, в Газпроме, и в правительстве идут разговоры о том, чтобы перейти к полностью рыночному ценообразованию, устраня государственное регулирование цен в газодобывающей и транзитной сферах.
Но в же чём причины столь плачевного состояния Газпрома, и чем грозит россиянам переход к полностью «рыночным» ценам на газ?
Трудности в международной торговле
Большая часть доходов Газпрома всегда зиждилась на экспорте газа в страны Евросоюза. Естественно, что с началом СВО ситуация несколько усложнилась, так как установленный санкционный режим против российских товаров затруднял международную торговлю, особенно со странами ЕС.
Несмотря на то, что вражда между правительствами ЕС и РФ разгорелась нешуточная, а боевые действия на территории Украины ежедневно изливались реками крови, транзит газа через трубопровод с ироничным названием «Дружба» не прекращался ни на день, хоть и значительно ограниченный в сравнении с довоенным периодом.
В 2022 году были взорваны трубопроводы «Северный поток», рассчитанный на 200 млрд. кубометров газа, и «Северный поток 2», на 75 млрд. кубометров, по которым до украинского конфликта проходила большая часть газа, поставляемого в Европу. Первый трубопровод был лишь частично восстановлен, и к тому же необходимо учитывать тот факт, что «Северный поток 2» был рассчитан на намного меньший объём газа, и успел проработать до СВО всего месяц, пока его не «заблокировал» Шольц, ставший тогда канцлером Германии. По этим причинам восстановить в полной мере довоенную «норму» поставок газа в ЕС не удалось. К 2023 год общий транзит газа за рубеж сократился на 29,9%, а уже к концу 2023 года выручка Газпрома от экспорта газа упала с 7,33 до 2,86 трлн. руб.

Исходя из сложившихся обстоятельств, Газпром старался найти новый рынок сбыта своего товара, и тогда компания обернулся на Восток, к Китаю. За счёт трубопровода «Сила Сибири» она попыталась нивелировать потери в транзите газа за рубеж, однако это не сильно помогло – максимальной мощности трубопровода не хватает для того, чтобы транспортировать в Китай такое же количество газа, какое до СВО поставлялось из России в ЕС. К тому же на пути встал ещё один фактор – внешнеторговая политика Китая относительно поставок газа. КНР принципиально не покупает из одной страны так много газа, чтобы газ этой страны начинал «преобладать» в китайских газопроводах, тем самым делая Китай зависимым. Этот урок Китай извлёк из опыта Германии, которая с момента ограничения поставок российского газа и нефти столкнулась с острым энергетическим кризисом. Помимо российского газа КНР закупает газ из США, Саудовской Аравии и т.д.
В дополнение к вышеперечисленному, существует такой немаловажный фактор, не зависящий от российского капитала, но определяющий всю его судьбу, как международные цены на нефтегазовые товары. Если в 2022 году цена на газ на международной бирже составляла порядка 3,6 тыс. долларов за тысячу кубометров, то к середине 2024 года она еле-еле переваливала за 300 долларов. Прибыли Газпрома, как и цена его акций, стали резко падать именно в 2022 году, комбинация такого количества международных факторов не могла не повлиять на компанию, зависимую от международного экспорта.
Последним ударом по Газпрому стало решение Зеленского от 1 января 2025 года о прекращении транзита газа из России в ЕС по газопроводу «Дружба». Такое обстоятельство вызвало ожидаемую реакцию у многих политиканов из ЕС и привело энергетическому кризису в Приднестровье. Украина отказалась продлевать пятилетнюю сделку, которая была рассчитана на прокачку за срок своего действия 225 млрд. кубов газа из РФ в ЕС. Однако, «что-то» пошло не так, и за 5 лет были перекачены только 180 млрд. кубов. Всё остальное – в убыток. Это, плюс полный отрыв Газпрома от своего главного потребителя, делает перспективы компании довольно мрачными, учитывая то, что ни «Турецкий», ни «Сибирский» потоки не смогут компенсировать ей транзита напрямую в ЕС. Сталкиваясь лицом к лицу с кризисом, Газпром решает подойти к проблеме с другой стороны – попытаться удержаться на плаву за счёт изменения условий внутреннего, российского рынка.
Новая политика Газпрома
«Достояние» России, поняв, что дела плохи, решило откинуть всякое достоинство и начало лоббировать повышение внутренних цен на газ через про-газпромовских депутатов и чиновников.
Сделать это было нетрудно – уже в июле 2024 года цены на газ, в том числе для потребителей, подняли на 11,2%. Практически аналогичное решение приняли и по поводу повышения цен в 2025 году – с 1 июля этого года газ вновь подорожает на 11,3%. В общей сложности, к концу этого года, если не произойдет эксцессов, стоимость газа в России вырастет чуть больше, чем на 40% с момента начала СВО.
Но этого, очевидно, недостаточно для газпромовского ОПГ: инфляция слишком высока, капитал «худеет» слишком быстро, нужны экстренные меры. Слишком уж сильно давит на Газпром система государственного регулирования цен на газ, единственный товар, цены на который в России не формируются рыночным образом. Эта система, естественно, коррумпирована до мозга костей и уже долгие годы крышует интересы газпромовского капитала. Но всё таки она позволяла говорить о хотя бы какой-то стабильности и контроле в сфере цен на газ. Теперь же, Газпром собирается отобрать у россиян и это.
Какие конкретно «нововведения» лоббирует Газпром? В первую очередь, это уничтожение системы госрегулирования цен на газ. Они называют это «либерализацией» цен, но на простом языке это означает «мы сможем устанавливать такие цены, какие захотим». И, с точки зрения самого Газпрома, это довольно логичное решение, ведь, хоть доля контролируемого Газпромом газового рынка невероятно велика и достигает 63%, компания не является единственным газодобытчиком: в стране присутствуют такие компании, как Роснефть, Новатэк, Сургутнефтегаз и другие. Конечно же, Газпром хотел бы ещё больше подмять под себя газовый рынок, особенно в такие трудные времена, когда естественным образом нарастает конкуренция между национальными корпорациями. Долгие годы этот процесс сдерживался государственным регулированием рынка, но если его устранить, и привязать цены на газ к финансовым биржам, совсем как в странах «загнивающей Европы», то Газпром сможет эффективнее вести борьбу со своими конкурентами, в попытках экстенсивным путём увеличить свою прибыль.
Пострадают от этого, однако, все, кроме самих газпромовцев: цены на нефть подпрыгнут в миг. Также не стоит забывать о том, что за счёт этого подорожает и продукция всех предприятий, потребляющих газ. Выходит, что за не рентабельность Газпрома придется платить рабочему классу – без грабежа у «достояния» никак не получается набивать свои карманы деньгами.
Отыграться на рабочем классе Газпром решил не только косвенно, через цены на газ, но и напрямую – через «рационализацию» и «эффективный менеджмент» внутри самой компании. Сетуя на падение прибыли, газпромовские акционеры и топ-менеджеры решили сократить «издержки», иными словами, начали «чистку» среди работников компании. Планируется уволить порядка 2,5 тыс. сотрудников в федеральном и региональных центрах. Совершенно ясно одно – подобные меры не могут спасти компанию от убытков, так как дело далеко не в слишком «больших» зарплатах работников и, уж точно, не в количестве последних. Газпром продолжит нести убытки, но за это будет наказывать рабочий класс, лишая тысячи людей материального достатка и рабочих мест.
Несмотря на то, что компания буквально кричит «Всё! Денег нет!», что без сокращения работников и повышения цен на газ для россиян она никак не выживет, мы можем наблюдать за тем, какие «неприлично неприличные» излишества позволяют себе олигархи из Газпрома.
Так, например, многие точно слышали о том, какой огромный и «шикарный» небоскрёб воздвигла себе компания в честь переезда в Санкт-Петербург, «Лахта-центр». Не будем упоминать ходящие по народу аналогии, связанные с внешним видом и формой этого строения, чтобы не задевать «комплексов» тех, кто приложил к его созданию руку. Необходимо, впрочем, обратить внимание на то, что оно обошлось компании, не много не мало, в 1,77 млрд. долларов. К слову, это больше, чем было потрачено при строительстве Бурдж-Халифа в ОАЭ, при том что Лахта-центр в два раза ниже так ещё и открылся впервые лишь в конце 2024 года – спустя почти 5 лет после окончания строительных работ.

Построив себе дворец, газпромовские акционеры не забыли и о развлечениях. Совсем недавно Газпром заявил, что готов потратить рекордные для себя 38 млн. долларов на покупку бразильского футболиста для клуба «Зенит», при том что российский футбол сейчас изолирован от международных соревнований, а сборная вообще вынуждена играть с командами из стран вроде Гренады (население 114 000 человек). А пока олигархи развлекаются, Восток России, т. е. Бурятия, Забайкальский край, Амурская и Магаданская области остаются без централизованного магистрального отопления. Представители Газпрома не раз заявляли, что это направление не является «перспективным и рентабельным». Видимо, небоскрёб или бразильский футболист для них намного более рентабельны…
А недра чьи?
Пока Газпром покупает импортных миллионеров, бегающих по футбольному полю и пинающих мяч на потеху отечественным миллиардерам, для каждого рабочего и студента становится большой проблемой покрытие самых базовых человеческих потребностей – пищи, здравоохранения, жилья и, желательно, тепла в нём. Но в чём, как говорится, «корень зла»? Почему дома россиян теперь не могут снабдить газом хотя бы по прежним ценам, если богатств, поистине огромных, российских земель многие годы с лихвой хватало, чтобы согреть и Европу, и Россию? Газ закончился? Нет, просто олигархам из Газпрома стало сложнее извлекать прибыль из добычи и торговли им. И чем дальше, тем только хуже, потому что норма прибыли, на самом-то деле, зависит не от отдельных капиталистов, хоть сколько больших, но от состояния всей капиталистической системы в целом, которая сейчас находится в самом глубоком кризисе, когда-либо случившемся с ней в истории. Прибыли капиталов будут падать, но по счетам платить будем мы. Именно на рабочих свалятся последствия жадной борьбы и конкуренции капиталов за прибыль. Капиталисты будут загонять рабочих в бедность, морить голодом и стравливать между собой. Они будут делать всё, и уже делают, чтобы сохранить и преувеличить своё богатство. Пока общество стоит на основах рыночной экономики, ориентир системы - прибыль, но никак не благо большинства.
Мы не согласны с тем, что это единственно возможный порядок вещей. Мы считаем, что недра российских земель спокойно могут обеспечить благополучие российского (и не только) рабочего класса, но это возможно только при одном условии. Газодобыча и распределение полученного газа должны определяться не частными интересами отдельных собственников, а непосредственно потребностями и нуждами большинства населения. Чтобы такой порядок вещей был возможен, нефтегазодобычу необходимо отобрать из частных рук монополий, вроде Газпрома, национализировать, и управлять ею планово и централизованно, исходя из нужд самого рабочего класса. Наши требования просты:
Недра и богатства земли должны принадлежать рабочему классу!
За национализацию всей нефтегазодобывающей отрасли промышленности!
За плановое и централизованное распределение нефтегазовых ресурсов в интересах трудящихся!