Индонезия: протесты ширятся после гибели таксиста

Оригинальная публикация на сайте marxist.com

В понедельник (прим. 25 августа), казалось бы из ниоткуда, тысячи и тысячи молодых людей вышли на улицы Индонезии. Собравшись перед зданием парламента и мужественно противостоя сотням полицейских с водометами, они скандировали: «Долой парламент!». Уличные столкновения между протестующими и полицией продолжались до глубокой ночи. К утру было арестовано 400 человек, включая около 200 школьников.

За этим последовала еще более ожесточенная акция протеста в Джакарте в четверг (прим. 28 августа), которая привела к гибели курьера, которого протаранил полицейский бронетранспортер. На момент написания (29 августа) протесты продолжаются и распространились на многие города, сопровождаясь всё более жестокими столкновениями с полицией, поскольку массы выражают свой гнев и возмущение произошедшим убийством.

Непосредственной причиной, вызвавшей этот протест, стало решение депутатов парламента назначить себе щедрое пособие на расходы. На фоне строгих мер жесткой экономии, которые правительство Прабово Субианто ввело ранее в этом году, эти «народные избранники» решили, что заслуживают ежемесячное пособие на жилье в размере 50 миллионов рупий ($3075). Это доводит их общий ежемесячный доход до 239 миллионов рупий ($14 600), что в 50 раз превышает доход среднего работника.

Естественно, политики попытались оправдать свои высокие зарплаты. Заместитель председателя палаты представителей Адиес Кадир беззаботно заявил, что им нужно снимать дом побольше, чтобы разместить свою прислугу и личных водителей. Он даже нашёл в себе наглость добавить, что его продовольственное пособие составляет «всего лишь» 12 миллионов рупий в месяц, в то время как большинство работников сочли бы себя очень счастливыми, если бы зарабатывали в сумме 4 миллиона рупий за месяц (прим. размер средней заработной платы в Индонезии).

Это быстро вызвало бурю эмоций в социальных сетях. «На 12 миллионов рупий можно купить себе 40 мешков риса. Давай, съешь их!» — написал один пользователь. Другой добавил: «Продовольственное пособие для госслужащих и пенсионеров составляет всего 72 000 рупий в месяц».

Другая депутат, художница, ставшая политиком, Нафа Урбах, заявила, что ей нужно это жилищное пособие, чтобы снять дом рядом с парламентом и избежать пробок. Это вызвало лишь дальнейшую негативную реакцию в соцсетях. Один пользователь написал: «Людям из Богора, работающим в Джакарте, приходится выезжать из дома до рассвета. Они едут в переполненных пригородных поездах, и они не получают жилищного пособия, мадам».

Каждое слово, выходящее из уст политиков, лишь подливает масла в огонь, поскольку показывает, насколько они оторваны от масс, которые должны представлять.

Это народное негодование, по сути, копилось с тех пор, как Прабово в начале этого года провел почти 20-процентное сокращение госбюджет. Проведенные под лозунгом «эффективности государственного управления», сокращения немедленно были переложены на трудящихся, которые должны были за них заплатить.

Первым ответом на эту атаку на рабочий класс стало движение «Тёмная Индонезия» ещё в феврале. Пережив натиск этого массового движения, режим почувствовал себя довольно уверенно, что и объясняет их высокомерное решение увеличить собственные пособия в то время, как бедным велели затянуть пояса. Но бюджет жесткой экономии заложил динамит в фундамент правительства.

Мы предсказывали, что движение «Тёмная Индонезия» станет прелюдией к ещё большему потрясению, и спустя месяцы это потрясение вспыхнет в самом неожиданном месте.

13 августа массовый протест вспыхнул в Пати — небольшом округе на северном побережье Центральной Явы — в ответ на решение правительства повысить налог на имущество на 250%. Из-за бюджета жесткой экономии центрального правительства финансовая поддержка провинций была резко сокращена, что вынудило провинциальные и муниципальные власти повышать налоги чтобы восполнить дефицит. Только в Пати было проведено сокращение на 50 миллиардов рупий.

За неделю до запланированной демонстрации регент Пати Судево высокомерно бросил вызов народу: «Давайте, протестуйте. Не мобилизуйте 5000 человек, выведите 50 000 человек. Я не боюсь. Я не изменю своего решения». В итоге, по оценкам, 100 000 человек — из населения в 1,3 миллиона — пришло к зданию администрации округа Пати, где протест быстро превратился в открытое восстание.

Регент Судево спрятался внутри здания и вышел только после того, как начальник полиции потребовал, чтобы он обратился к демонстрантам, поскольку полиция потеряла контроль над ситуацией. Под градом бутылок, овощей, камней и любых предметов, которые массы могли найти под рукой, Судево был вынужден извиниться и отменить свое повышение налогов. Но народ почувствовал собственную силу, и они потребовали его немедленной отставки.

Охватив несколько городов, движение, казалось, пошло на спад. Но решение депутатов парламента повысить себе зарплату переполнило чашу терпения масс. Оно немедленно вызвало неудержимую волну демонстраций, которая теперь практически достигло масштабов полноценного восстания.

В понедельник вспыхнула спонтанная демонстрация, возглавляемая молодежью. Протест не был организован обычными студенческими союзами (BEM), а в основном через социальные сети. Также было отмечено присутствие значительного числа школьников, которые не выказывали никакого страха перед полицией и были на передовой линии противостояния с ними. Именно эти школьники придали движению такую взрывную энергию и боевой дух.

Молодежь требовала не только отмены жилищного пособия, они также требовали роспуска палаты представителей. «Долой палату представителей!» — был их главный лозунг. Они сразу же связали роскошный образ жизни их избранных представителей с самим существованием этого коррумпированного института. Они правильно понимают, что это системная проблема, что вся система прогнила. Они, возможно, не знают точно, что должно заменить этот орган, но они знают, что не хотят его и не нуждаются в нем.

Полиция немедленно перешла в наступление против них, полагая, что сможет запугать молодёжь и заставить отступить, как раньше. Но на этот раз все было иначе. Молодые люди не видят для себя будущего в нынешних условиях и поэтому справедливо полагают, что выхода нет, кроме сопротивления, нет.

Недавние отчеты показывают, что один миллион выпускников университетов и 1,6 миллиона выпускников профессиональных училищ являются безработными. Недавнее вирусное видео, на котором тысячи людей выстраиваются в очередь, чтобы подать заявку на всего 50 вакансий, иллюстрирует, насколько отчаянной стала ситуация для молодежи. Была даже история о выпускниках университетов, претендующих на работу дворников. Один из них заявил: «Лучше подметать улицу, чем спать на улице».

Более того, молодежь чувствует сочувствие народа по отношению к ним. Когда полиция начала избивать и арестовывать молодых протестующих, многие местные жители вступились, чтобы защитить их. На одном видео, когда полиция вошла в ресторан, чтобы арестовать группу молодых людей, укрывшихся там, работники и посетители встали между полицией и протестующими, пытаясь защитить их.

В другом случае жители жилого комплекса спасли молодого протестующего, которого окружили полицейские, пытавшиеся его арестовать. Попытки правительства и их платных СМИ изобразить демонстрантов как жестоких анархистов больше не работают. Широкие массы видят, что эти молодые люди сражаются за их общее дело.

Гибель Аффана Курниавана, 21-летнего курьера (водителя сервиса ojol), вызвала дальнейшую эскалацию. Видео жестокости полиции против протестующих за последние несколько дней распространялись по социальным сетям, вызывая отвращение и гнев у публики. Люди уже чувствовали, что при таком уровне жестокости вопрос времени, когда кто-то погибнет.

В конечном итоге это произошло в четверг вечером, во время одного из уличных столкновений, когда полицейский броневик врезался в демонстрантов, убив одного из них. Это привело к эскалации всего движения. Народная ярость вырвалась как в сети, так и на улицах, когда видео этого жестокого убийства завирусилось в интернете.

Немедленно после этого тысячи водителей-курьеров окружили полицейский участок, требуя справедливости. Тысячи других присоединились к ним утром, и когда протестующие попытались занять участок, вспыхнули беспорядки. До этого водителей ojol — многих из которых являются молодыми людьми, не имеющих возможности трудоустроиться— уже видели на демонстрациях. Сегодня они мобилизуются десятками тысяч по всей Индонезии.

На момент написания этой статьи, неумолимая волна протестов захлестнула страну. Студенты, водители ojol и трудящиеся собираются сегодня в ещё больших количествах перед полицейскими участками и зданиями парламентов. Правительство попыталось успокоить ситуацию, выразив свои соболезнования и пообещав привлечь к ответственности виновных в смерти водителя ojol. Но пока одной рукой они предлагают пряник, другой рукой они жестоко размахивают дубинкой против народа. Мы не должны позволить себя обмануть и должны оставаться бдительными.

Ситуация развивается быстро. Кризис капитализма и все его последствия наконец находят свое выражение в Индонезии. За этой волной демонстраций должен последовать призыв к всеобщей забастовке. Однако движение не может полагаться на нынешних профсоюзных лидеров в призыве к такой забастовке, поскольку они показали себя как верных приспешников правящего класса.

Пока молодых людей избивают на улицах, эти реформистские лидеры говорят своим членам не поддаваться на провокации безответственных «анархистских» элементов. В четверг они намеренно организовали свою демонстрацию утром и велели своим членам разойтись по домам пораньше, чтобы предотвратить их контакт с молодежью, опасаясь, что их боевой настрой может оказаться заразным. Движение должно создать свои собственные комитеты действий в районах и школах, чтобы в дальнейшем координировать движение, формировать отряды самообороны против полицейской жестокости и эскалировать борьбу во всеобщую забастовку. Это единственный способ нанести правительству сокрушительный удар.