Десятый выпуск газеты «Коммунист»: Кошмары перед Рождеством… и после

Новый год открылся нарастающей турбулентностью во всем мире и растущими кризисными тенденциями внутри России, несмотря на то, что они еще далеки от того, чтобы выглядеть катастрофически. Процесс ломки старого миропорядка выражается в целом ряде явлений, вроде, казавшегося когда-то немыслимым, «холодного» конфликта внутри военного блока НАТО вокруг Гренландии. Также в новогодние дни Дональд Трамп открыл миру давно известный марксистам факт, о том, что в международных отношениях царят не формальные нормы, а право грубой силы, гарантирующее, что, если у вас есть достаточно сильная армия и значительное экономическое влияние, вы можете насильственно похитить президента другой страны и одновременно навязать ей собственный контроль над стратегическими экономическими ресурсами. Например, Венесуэлы. В то время как глобальные империалистические противоречия продолжают нарастать, на локальном уровне капитал наращивает давление на наемных работников, в случае России переходя к так называемой «стратегической бедности».

За кажущимся хаосом и ужасом мира есть логика, которая является логикой позднего капитализма, при котором мы живем. 

«Подарки» режима трудящимся России

Под конец уходящего года был принят закон об обязательных отработках для учащихся медицинских вузов, о котором мы писали в посвященном этой теме декабрьском спецвыпуске нашей газеты. Рекомендуем ознакомиться с ним, чтобы лучше понять в чем заключается вред этого закона в нынешних условиях.

Одной рукой вводя принудиловку для выпускников-медиков, другой государство наносит удар по нынешним и потенциальным пациентам. 

Лечение ВИЧ, туберкулеза, психических расстройств и заболеваний передающихся половым путем выведены из полиса ОМС. То есть теперь их лечение становится для россиян платным. И мы говорим о ряде заболеваний, характерных, во многом, для беднейших слоев населения, которым теперь не удастся получить лечение. По оценкам на 2025 год в России от 900 тысяч до 1,2 миллиона ВИЧ-инфицированных. Для многих из них ликвидация доступа к бесплатному лечению станет равнозначна смертному приговору.

Здесь известная формула о том, что цена расширения сферы рыночных отношений в медицине равняется потерянным человеческим жизням – не фигура речи, а буквальное определение.

С 2026 года стартует «вечный» призыв на военную службу с электронными повестками, которые будут считаться автоматически вырученными, независимо от того, были они действительно получены. Школьников будут автоматически ставить на военный учет, а число диагнозов, освобождающих от армейской службы, сократилось. Вся совокупность этих мер, идущая в общем контексте продолжающейся годами милитаризации, будет создавать угрозы жизням молодых людей из рабочих семей – мы прекрасно знаем, что для детей элиты всегда найдутся способы не то что не пойти на фронт, но и не оказаться и на срочной службе, продолжая вести шикарную жизнь на фоне войны.

Причем карательные меры за уклонение, как показывает судебная практика, будут максимально зверскими. Показателен произошедший в Хакасии случай, где молодой человек, чье имя СМИ не разглашают, получил от суда приговор почти 6 лет колонии строгого режима за «самоволку». 

Увеличение часов переработки со 120 до 240 часов также ложится в общую канву «новогодних подарков» режима россиянам.

Экономические угрозы для трудящихся людей

Еще до наступления Нового Года начало происходить давно ожидаемое: не связанные с оборонкой сегменты российской промышленности и экономики начали показывать явно негативные тенденции. В отдельных случаях можно прямо говорить об обвале производства в некоторых отраслях. Несколько примеров: производство автомобилей упало на 35%, электрооборудования на 12%, станков и машин на 14%, стройматериалов на 10%, бумаги и бумажных изделий – более чем на 7%. И это только несколько примеров. 

Одновременно РЖД заявили о рекордном за 16 лет падении грузоперевозок, что также отражает общую ситуацию большого среза промышленности и товарооборота. В некоторых случаях высокие начальники железнодорожников начинают играть в опасные игры. Так, они упорно не хотят предоставлять специальные условия для перевозок продукции угольной промышленности Кузбасса, которая находится если не в полномасштабном кризисе, то как минимум в жестком предкризисном состоянии. Серьезный обвал в ней тяжелейшим образом ударит по миллионам шахтерских семей. Тот факт, что Китай, являвшийся одним из основных направлений угольного импорта, в этом году будет значительно меньше нуждаться в российском угле, подталкивает к мысли о том, что серьезные потрясения уже очень близки.

Проблемы гражданских отраслей экономики теперь видны невооруженным глазом, в том числе в такой жизненно важной для большинства населения сфере, как производство продуктов питания. Фактически, мы можем говорить о том, что гражданский сегмент промышленности в России уже вступил в кризис.

Экономисты Народнохозяйственного института прогнозирования РАН отмечают, что сейчас уровень инвестиций в России находится на минимуме за 20 лет, а шансы предприятий на получение кредитов хуже, чем во все недавние кризисы, начиная с 2008 года. Капиталисты из гражданской сферы почти повально жалуются на невозможность ведения бизнеса при имеющейся высокой процентной ставке ЦБ и уровне налогообложения, но их жалобы упираются в глухую стену реалий бонапартистского государства, стимулирующего военную экономику в явный ущерб гражданской сфере. Деньги все больше застревают в банках, не попадая в реальное производство. Следовательно не создаются рабочие места и не индексируются зарплаты (точнее реальные располагаемые доходы), что тянет за собой снижение потребительского спроса. Все это превращается в нисходящую спираль. 

Кто-то говорит, что денежное обращение подобно системе кровообращения для капитализма. Еще какие-то пару лет сохранения описанной тенденции, и российскую экономику может хватить инфаркт. 

На этом фоне наемные работники всех возрастов в самых разных сферах начинают на собственном опыте ощущать тенденцию к тому, что общий уровень жизни не только не растет или находится в застое, но начинает снижаться. Зарплаты остаются на прежнем уровне, в то время как цены практически на все продолжают расти. В декабре люди потратили большое количество сбережений, чтобы успеть до новых масштабных подорожаний, но это также означает, что далее такой возможности уже не будет. Срочные траты и опасения людей были совершенно не случайны – сразу за первые две недели января ценовая инфляция превысила 1%, что заметно выше, чем в предыдущие два года.   

При этом, как мы и предсказывали ранее, после периода конкуренции за кадры, при их остром дефиците в прошедшие два года, теперь капиталисты начали переходить в обратное наступление на наемных работников, вводя то, что они называют “стратегической бедностью” (отказ от индексации зарплат – главным образом).

Вступление в стагнацию гражданских отраслей российской экономики будет бить по работающим людям и их уровню жизни в целом, несмотря на предыдущий период стимулируемого «военного роста». Сейчас мы проходим очень важную поворотную точку. Капитал переходит в наступление на рабочий класс. В перспективе нас ждут только дальнейшие ухудшения.

Как и к чему готовиться?

Надвигающиеся трудности будут постепенно подрывать нынешний консенсус. Перспектива окончания войны желанна для большинства народа, но она также означает, что устоявшиеся за несколько лет методы функционирования экономики будут сами по себе подорваны. Невозможно намазать на хлеб снаряды и беспилотники.

Перекос в экономике – не случайность. Это продукт более широкого глобального кризиса  капиталистической системы. И на этот кризис должен быть глобальный ответ, заключающийся в ее замене на социалистическую экономику и общественную организацию. Для этого трудящимся людям нужна организация, которая имеет четкую коммунистическую программу и стремится к построению такого будущего. И необходимо непосредственное личное участие. Для того мы и зовем вас в ПКИ.

Оформите подписку на газету и ежеквартальный журнал на нашем сайте!