Оригинальная публикация на сайте: marxist.com
К октябрю 1919 года Советская республика в России приближалась к своей второй годовщине. С 1917 года российские рабочие сделали первые шаги к коммунизму. Этот период остается одним из самых выдающихся в истории человечества. Впервые в стране, занимающей одну шестую часть земной поверхности, были экспроприированы капиталисты и крупные землевладельцы. Экономика была национализирована и поставлена под контроль рабочего государства.
Но до коммунизма было еще далеко. В небольшой статье, посвященной этой знаменательной годовщине, Ленин излагает, что можно узнать из этих двух лет о том, как классовая борьба, хотя и не отменяется сразу, но трансформируется в переходный период к коммунизму после завоевания власти рабочими. Статья называлась «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».
Россия оказалась в уникально сложных условиях. На момент революции она была полуфеодальной страной. Большинство населения составляли бедные крестьяне, жившие в отсталых сельских условиях.
Вдобавок ко всему, уже на следующий день после прихода к власти большевики столкнулись с жестокой империалистической интервенцией и гражданской войной.
С позором реформистские лидеры Второго Интернационала предоставили свои услуги лагерю империализма в попытках дискредитировать большевиков. Каутский сыгрыл в этом ведущую роль, обвинив большевиков в нарушении демократии [читайте нашу последнюю часть «Год Ленина» о пролетарской революции и ренегате Каутском].
Эти обвинения не могли быть дальше от истины. В ответ на эту ложь Ленин писал:
«Не было в мире государства, которое бы так много сделало для устранения того фактического неравенства, той фактической несвободы, от которых веками страдал крестьянин труженик. Но с крестьянином спекулянтом мы никогда не признаем равенства, как не признаем «равенства» эксплуататора с эксплуатируемым, сытого с голодным, «свободы» первого грабить второго».
«И с теми образованными людьми, которые не хотят понять этой разницы, мы будем обращаться как с белогвардейцами, хотя бы эти люди назывались демократами, социалистами, интернационалистами, Каутскими, Черновыми, Мартовыми».
Ленин указывал, что эти реформистские лидеры не поняли исторической задачи, которая возникла в период экономического перехода от капитализма к коммунизму. Дело в том, что старые капиталисты и помещики, хотя и потерпели поражение, но никуда не делись. Их сопротивление было значительным.
В то же время основой для реставрации капитализма оставалось мелкотоварное крестьянское производство, которое нельзя было ликвидировать в одночасье. Классовая борьба не исчезла, она лишь видоизменилась.
Но для реформистов задача состояла в том, чтобы примирить две системы, а не вести борьбу одной против другой. Мелкая буржуазия делала все возможное, чтобы избежать классовой борьбы и сгладить ее острые углы.
В конце концов, они не видели своей задачей ни свержение капитализма, ни тем более борьбу за коммунизм. Поэтому они были слепы к задачам переходного периода от одного состояния к другому.
Объективные условия для социализма
Социализм требует высокого уровня развития производительных сил, передовых технологий и крупной промышленности. Также необходим образованный рабочий класс, у которого есть время, навыки и знания для контроля, планирования и управления экономикой.
Объективные условия в России не позволяли достичь социализма сразу после прихода к власти. В городах существовали очаги передовой, крупной промышленности. Но подавляющее большинство населения составляли крестьяне, которые пахали свои поля по старинным технологиям, чтобы произвести небольшое количество товаров для рынка. Общий уровень производительных сил в России был слишком низок, чтобы производить достаточно для всех. Как писал Маркс, «при крайней нужде должна была бы снова начаться борьба за необходимые предметы и, значит, должна была бы воскреснуть вся старая мерзость».
Было ясно, что Россия переживает переходный период, в котором сочетаются черты и свойства как капитализма, так и социализма. Ленин заявлял:
«Этот переходный период не может не быть периодом борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом; — или иными словами: между побежденным, но не уничтоженным, капитализмом и родившимся, но совсем еще слабым, коммунизмом».
Поэтому непосредственной задачей рабочего государства было наращивание производительных сил до такой степени, чтобы классовые антагонизмы (а вместе с ними государство и товарный обмен) начали исчезать.
Классы не исчезли после революции. Остались три основных класса: рабочий класс, капиталисты и мелкая буржуазия, состоявшая в основном из крестьян. Однако классы и отношения между ними претерпели изменения.
В условиях капитализма рабочие были угнетенным классом. Но после свержения экономической системы и завоевания власти российский рабочий класс стал новым правящим классом.

Капиталистический класс и помещики, со своей стороны, продолжали существовать и имели мощную базу. Они сохраняли определенные средства производства, многочисленные связи с международным капиталом, деньги, социальные связи, а также культурный уровень и понимание искусства государственного управления, привитые веками пребывания у власти. Ленин понимал, что они попытаются вернуть утраченное.
Третьим классом было крестьянство, которое в силу своего положения в обществе как мелкого товаропроизводителя могло колебаться между влиянием рабочих и капиталистов. Для русских рабочих было крайне важно привлечь крестьян – особенно бедных, работящих крестьян – на сторону революции.
Ленин объяснял, что классовая борьба не исчезает при переходе к коммунизму, она лишь меняет свою форму.
В России рядом друг с другом существовали, с одной стороны, зародыш коммунизма – рабочие, объединенные коммунистическими принципами, поддерживаемые рабочим государством, – и, с другой стороны, ведущие борьбу с ним пережитки капитализма, а также мелкое товарное производство крестьянства, которое в известном смысле вызывало необходимость гораздо более пагубной и трудной борьбы.
Во всех капиталистических обществах существуют одни и те же основные классы: пролетарии, капиталисты и мелкая буржуазия, промежуточный класс мелких собственников между ними.
После успешной социалистической революции рабочие передовых капиталистических стран могли бы использовать огромный производственный потенциал, чтобы побудить мелкую буржуазию к созданию кооперативов и занять свое место в общенациональном плане производства.
Но в России рабочему государству не хватало материальных средств (тракторов, удобрений, дешевых потребительских товаров и т. д.), чтобы побудить крестьян отказаться от своих маленьких земельных наделов. При этом крестьяне составляли подавляющее большинство населения, в то время как на Западе решающее большинство составлял пролетариат.
С другой стороны, капиталистам быстро переломили хребет. В течение первых нескольких месяцев после Октябрьской революции были безвозмездно экспроприированы капиталистические владельцы фабрик, акционерных обществ, банков и железных дорог. Произошел переход от рабочего контроля к рабочему управлению заводами и железными дорогами.
Помещичья аристократия также была сломлена благодаря союзу рабочих с крестьянами. Лозунг «Земля – крестьянам!» был немедленно претворен в жизнь. В первый же день существования нового рабочего государства была проведена национализация земли, а имущество крупных землевладельцев было перераспределено между крестьянами. Наемный труд был запрещен, а бедные крестьяне освобождены от бремени долгов и закладных.
Большевики предпринимали искренние попытки привлечь крестьянские массы на сторону революции. Ленин отмечал, что они больше всего выиграли от революции в первые месяцы!
Однако как класс они были склонны колебаться между пролетариатом и буржуазией. Именно в сельской местности была наиболее глубоко укоренена основа для восстановления капитализма в России. Крестьянское хозяйство функционировало на основе мелкотоварного производства. Это представляло опасность, так как позволяло слою крестьян обогащаться за счет приписок и спекуляции зерном. Мелкотоварное производство было той почвой, на которой капиталистические тенденции будут постоянно возникать, пока не будут преодолены коммунистическим производством на селе.
Тактика Ленина по отношению к крестьянству
Большевики понимали, что переход к коммунизму возможен только в том случае, если мелкое крестьянское хозяйство будет заменено крупным коллективным хозяйством. Однако крестьяне стремились иметь собственные небольшие участки земли для ведения хозяйства. Поэтому большевикам пришлось скорректировать свою программу, разрешив крестьянству передел земли.

Вместо того чтобы форсировать коллективизацию, он пошел навстречу пожеланиям крестьян, признав необходимость пройти через этот опыт вместе с ними. Ленин хотел, чтобы крестьяне сами сделали выводы о том, как лучше обрабатывать землю, и сами убедились в пользе коллективизации.
Таким образом, работа, связанная с сельским хозяйством, продвигалась гораздо медленнее. К 1919 году были сделаны небольшие шаги по организации различных кооперативных обществ мелких крестьян, чтобы перейти от мелкотоварного сельского хозяйства к коммунистическому.
Большевики также начали противостоять частной торговле, развивая государственное распределение товаров, особенно в сфере доставки зерна в города и промышленных товаров в сельскую местность. Большевики пришли к власти в период глубокого экономического кризиса. Мировая война, за которой сразу же последовала гражданская, сильно ударила по стране, вызвав острый дефицит и инфляцию в городах. Большевики боролись с частной спекуляцией и наживой, прибегая к реквизиции зерна и его обязательным поставкам по фиксированным ценам.
Но, например, цена на хлеб была в десять раз выше, если покупать его в частном порядке, а не у государства. Это создавало значительную напряженность в самой деревне, между деревней и городом, а также между крестьянством и рабочим государством.
В своей статье Ленин объясняет противоречивость крестьянства как класса. С одной стороны, были крестьяне-бедняки, которые в большей или меньшей степени работали как рабы на помещиков. У них было гораздо больше общего с рабочими в городах. Именно на эти слои опиралось советское государство, обеспечивая поставки зерна по фиксированным ценам в города в первый год существования рабочей республики.
Ленин называл «трудового крестьянина» «товарищем и ровней социалистического рабочего, его самым верным союзником, его кровным братом в борьбе против ига капитала».
Ленин считал необходимым сблизить их, устранив различие между рабочим классом на заводах и трудовым крестьянством в деревне. Не менее важно было отделить бедное трудовое крестьянство от крестьян-собственников, которые использовали голод, дефицит и инфляцию в своих корыстных целях. Он говорил, что «крестьянин из другой половины “есть спекулянт, союзник капитализма, есть классовый враг рабочего, есть эксплуататор”».
С этой целью в 1918 и 1919 годах по всей России были созданы «комитеты бедноты», которым были предоставлены льготные условия торговли с городами. Это было средство скрепить союз между пролетариями города и деревни и перенести борьбу с капиталистическими тенденциями в сельскую местность.
Социализм сегодня
Ленин знал, что социализм невозможен без успешного распространения революции в международном масштабе. Требовалось сделать решительный шаг вперед в развитии экономики, справиться с дефицитом, развить промышленность и подготовить рабочих, чтобы они сами управляли обществом и руководили им.
Если бы в такой промышленно развитой стране, как Германия, произошла успешная революция, она бы изменила ход истории. К сожалению, возможности для успешных мировых революций не были использованы, и Советский Союз никогда не преодолеет этот переходный экономический период.
Несмотря на последующее хвастовство сталинистов о построении «социализма в одной стране» и достижении низшей стадии коммунизма, которое как день и ночь контрастировало с трезвой оценкой Ленина, классовая борьба не была решена раз и навсегда. Россия оставалась переходным обществом между капитализмом и социализмом.

Переход к социализму был возможен только при наличии рабочих у власти во всем мире. Ленин боролся за это всю свою жизнь. Без этого (а сталинисты отказались от этой перспективы) переход обратно к капитализму был единственно возможным результатом. Именно это и произошло.
Объективные условия для социализма сегодня как никогда хороши. Рабочий класс никогда не был более сильным, более культурным и более связанным. Мелкие товаропроизводители были раздавлены дальнейшим развитием капитализма в передовых странах. Во всем остальном мире они представляют собой сокращающееся меньшинство. Сегодня мы также можем опираться на богатые уроки русской революции и первых лет существования рабочего государства, которые блестяще обобщены в трудах Ленина, в том числе в таких жемчужинах, как «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».
Но статья Ленина учит нас тому, что после революции работа еще далеко не закончена. С завоеванием власти начинается настоящая задача, которая может быть выполнена только тогда, когда весь мир демонтирует капиталистическую систему и установит коммунизм.
В следующий раз в нашей серии «Год Ленина» Ленин обратится к важной задаче распространения мировой революции в книге «Третий Интернационал и его место в истории».