События, произошедшие вчера в Овальном Кабинете, были потрясающими и шокирующими. Перебранка между Трампом, Джей Ди Вэнсом и Зеленским. Обезьянка на поводке не должна отклоняться от сценария, установленного дрессировщиком, но если это всё же происходит, ее резко ставят на место.
Оригинальная публикация на сайте marxist.com
Но что же произошло?
Теперь у Трампа есть власть. Он занял пост президента, опираясь на программу по прекращению войны в Украине. Общеизвестный факт. Более того, как на прошлой неделе пояснил министр обороны США Пит Хегсет, европейцам нужно «признать то, что реально происходит на поле боя», чтобы достичь мира. Он прав. Россия выиграла войну, и это невозможно изменить. Прекращение огня сейчас отвечает интересам Украины. Альтернативой было бы продолжение войны на истощение, в которой Украина не может победить, даже бросая в топку еще больше людей. Украинцы, в свою очередь, не хотят быть пушечным мясом только ради того, чтобы позже всё равно капитулировать и потерять еще больше территорий. Таковы факты.
Исходя из этого, внешняя политика Трампа старается достичь соглашения с Путиным и сосредоточиться на главном сопернике – Китае. Возможно даже вогнать клин между Россией и Китаем, чтобы реализовать свои империалистические интересы. Не будет преувеличением сказать, что эти цели гораздо больше соотносятся с нынешними возможностями американского империализма. Трамп, по сути, говорит Путину: «Давайте придерживаться своих сфер влияния».
Но! Речь по-прежнему идет про империализм США. Хуже ли империализм Трампа империализма Байдена? Что же, Байден был полон решимости продолжать уже фактически проигранную войну, которую он сам же и спровоцировал, настаивая на вопросе членства Украины в НАТО. Веря собственной пропаганде, американские элиты хотели поставить Россию на место, навязать смену режима в Москве, а некоторые даже говорили о развале страны (ее «деколонизации»). Ради достижения этих невозможных целей Байден был готов сражаться до последней капли крови (украинской крови), а также постоянно усиливать провокации против России, которая, давайте не будем врать сами себе, является крупнейшей ядерной державой.
Ресурсы в обмен на гарантии?
Но что же с украинской сделкой по минеральным ресурсам? Изначально этот вопрос был поднят Зеленским в его так называемом «Плане победы». Он был в отчаянии. Он чувствовал, что война проиграна, что США вот-вот бросят его, что Европа тоже начала уставать от боевых действий. На этом фоне в голову президента пришла мысль: «Давайте-ка продадим страну в обмен на военную помощь». Зеленский обещал отдать украинские запасы редкоземельных металлов в обмен на сохранение своей власти. С самого начала это была очень сомнительная идея. Все ценные недра Украины – в основном чисто гипотетические, ведь часть их находится на территории подконтрольной России; а часть – глубоко под землей, и для добычи потребуются большие инвестиции.

Детали, впрочем, не имеют значения. Трамп – бизнесмен, и он ухватился за эту идею. Его аргумент таков: «Мы потратили много денег на эту войну, мы должны получить что-то взамен». В такой парадигме ничто не мешало ему потребовать 500 миллиардов долларов. «Отдайте нам нашу добычу!» Хоть эта фантастическая цифра и снижена до 350 миллиардов, Зеленский всё ещё хотел получить кое-что взамен – гарантии безопасности. Трамп настаивал на том, что никаких гарантий не будет. Хегсет уже объяснил: любые европейские миротворческие силы на Украине после прекращения огня не будут подпадать под действие пятой статьи НАТО, которая предусматривает взаимную оборону ее членов. Аргумент Трампа заключается в том, что экономических интересов США на Украине (сделка по добыче полезных ископаемых) достаточно, чтобы гарантировать поддержание договоренностей с Россией.
Вот здесь-то и вся суть. Как только Трамп заявил, что хочет выйти из войны на Украине, европейским политикам уже ничего не остаётся. Они могут проводить саммиты, громко протестовать, один громче другого, но они НИЧЕГО не могут с этим поделать. Они не в состоянии продолжать войну против России без военной и финансовой поддержки США, что сами и признают. Зеленский знает об этом, он заявлял об этом публично. Фактически, европейцы даже не могут предоставить Украине гарантии безопасности без поддержки США. Стармер публично говорил то же самое.
И что же дальше? На протяжении двух недель Зеленский пытался заставить США взять на себя обязательства по хоть каким-то гарантиям. В обмен он предлагал сделку по добыче полезных ископаемых, время от времени отказываясь ее подписывать, выторговывая лучшие условия.
И это не всё. Зеленский пытается перевернуть всю ситуацию, настаивая на том, что Путину нельзя доверять, следовательно, переговоры бесполезны. Им движут две вещи: его желание заставить США продолжать поддержку войны, и его собственное политическое выживание, учитывая, что Трамп прозрачно намекал на то, что пора уходить. Прекращение огня – выборы – сделка. Это заявленная Трампом дорожная карта. И когда Трамп говорит «выборы», он имеет в виду выборы, которые Зеленский проиграет.
За предшествующие несколько дней и Макрон, и Стармер тоже встретились с Трампом. О, воистину они были очень обходительны и любезны, приехали с подарками (второй по счёту значимый государственный визит и письмо, подписанное Его Величеством королем Англии), засыпали Трампа комплиментами. Какова же цель? Заставить США каким-то образом взять на себя обязательства помочь Европе и предоставить Украине некоторые гарантии после прекращения огня. Увы, ровным счётом никаких успехов. Трамп улыбнулся, крепко пожал им руки, похвалил как больших друзей и… ничего больше. Ничего. Пшик. Ноль.
Стармер возвращался домой в эйфории. Лондонская пресса назвала это «слепотой». Правда, впрочем, проста. Трамп ни на дюйм не продвинулся в вопросе гарантий безопасности.
И тут в игру вступает Зеленский. Он прекрасно знает, какова ситуация. Более того, он знает, что ему достались дурные карты. Чрезвычайно слабая комбинация. Его единственная надежда – это виды Трампа на украинские полезные ископаемые. Что, кстати, не просто прихоть нью-йоркского риэлтора. На самом деле именно Байден в рамках Закона об энергетике 2020 года создал «список важнейших материалов и минералов», то есть перечень видов сырья, которые имеют стратегическое значение для американского империализма. Многие из этих ресурсов в настоящее время находятся под контролем Китая.
Его роль состояла в том, чтобы быть любезным со своим хозяином, дрессировщиком, и попытаться слегка подтолкнуть его в свою сторону (возможно, пообещав место за столом переговоров и некую смутную приверженность мирному урегулированию после заключения сделки с Россией). Задача не слишком уж сложная. Просочившиеся в прессу условия сделки по добыче полезных ископаемых носят крайне расплывчатый характер. Зеленский мог бы подписать бумаги, а затем продолжить проводить политику дружбы и мягкого давления, чтобы попытаться со временем продвинуться немного дальше в вопросе гарантий.
Может показаться, что это унизительно. Да, унизительно. Борис Джонсон так и вовсе назвал это «грабежом». Но есть ли у Украины альтернатива получше? Если да, то необходимо во что бы то ни стало добиваться ее. Но это не то, что сделал Зеленский.
Все было готово. Фото-сессия и вопросы от репортеров. Встреча за закрытыми дверями, а затем подписание сделки. Столы с ручками, комната, подготовленная для пресс-конференции, министры профильных ведомств, всё уже на своих местах.
И все же… Нет. Как так? Почему? Некоторые тут же предположили, что Трамп и Вэнс подготовили ловушку для Зеленского. Они хотели публично унизить своего младшего визави. Однако, если посмотреть всю запись разговора целиком, становится ясно, что в этом нет никакого смысла.
Трамп назвал Зеленского диктатором и плохим комиком, но потом притворился, что такого не было. Он не хотел настаивать. Трамп требовал от Зеленского подписания сделки, чтобы он мог продолжить переговоры с Путиным и достичь прекращения огня, желательно, Пасхе или, на крайний случай, ко Дню Победы.
Всё шло по плану около 40 минут, президенты держались в дружелюбно и дипломатично. Был эпизод когда Зеленский и Трамп разошлись во мнениях касательно того, кто внес больший вклад в войну, Европа или США, посмеявшись, они тут же переходят к следующему вопросу.
Примерно через 40 минут в диалог вступает Джей Ди Вэнс, чтобы высказать критику в адрес Байдена. «Байден выступал за войну, Трамп – за дипломатию». В этот момент Зеленский начинает перечить Вэнсу: «Путину нельзя доверять… о какой дипломатии вы говорите, Джей Ди?». Вэнс отвечает: «При всем уважении, господин президент, я думаю, что неуважительно входить в Овальный кабинет и пытаться оспаривать это [дипломатичность Трама] перед СМИ». Что можно трактовать как: «Приятель, не будь умником, ты обезьяна, а мы дрессировщики, пожалуйста, заткнись, и мы сможем поговорить за закрытыми дверями». Вот тут-то всё и началось.
Трамп и Вэнс указывают Зеленскому на то, какова реальная позиция: «У вас нет карт, вы не можете диктовать свои условия» и еще яснее: «Вы либо подписываете сделку, либо мы уходим. И если мы ничего не получим, вы будете бороться в одиночестве. Не думаю, что это будет приятно».
Вместо того, чтобы отступить, Зеленский продолжает напирать, да так активно, что украинский посол хватается за голову. Теперь встреча больше напоминает катастрофу.
Трамп прерывает пресс-конференцию которая продолжается уже 50 минут.
За кулисами украинцы пытались всеми силами сохранить сделку. По данным прессы, «делегация из Киева ждала в другой комнате около часа, все еще надеясь подписать соглашение по добыче полезных ископаемых, которая побудила Зеленского к поездке, и спасти ситуацию в ходе визита». Но, наконец, как сообщает Axios, Марко Рубио и советник по национальной безопасности Майк Вальц «вышли из Овального кабинета, подошли к тому месту, где сидел Зеленский, и сказали ему уйти».
В своих постах в соцсетях Трамп заявил: «Зеленский не готов к миру … Он будет иметь возможность вернуться, когда будет готов к миру».
С точки зрения Зеленского, это полный провал.
Все европейские лидеры (и почему-то сенатор Берни Сандерс заодно) публично выразили свое потрясение и пообещали всецело поддержать Украину, но это лишь слова. Они прекрасно знают, что на самом деле ни на что не способны без Соединенных Штатов. Ни в военном, ни в экономическом, ни в политическом плане.
Поэтому в ближайшие несколько дней эти громкие слова развеет ветер, а суровая реальность проявит себя: в вопросе Украины у Вашингтона на руках все пять тузов.
Зеленского унизили? Да, ещё как. Этого ли хотел Трамп? Нет, вряд ли.
Трудно придумать худшую стратегию поведения в случае Зеленского. Как правильно заметил Трамп, Зеленский не хочет мира. Он хочет глубже втянуть США в войну. Это означало бы прямое военное столкновение между американцами и русскими. Именно это имел в виду Трамп, когда обвинил Зеленского в «заигрывании с Третьей Мировой войной».
Кто предал Украину?
«Украину предали», – слышится от некоторых, как говорят, комментаторов. С этим можно даже согласиться. Но Украину предали не сегодня. Позволим себе обратить внимание чуть дальше в прошлое. 2014 году, когда империализм США напрямую вмешался, чтобы сменить режим в Украине, чтобы заменить группу олигархов, склоняющихся к России, группой про–НАТОвских олигархов, склоняющихся к Европе. Тогда Виктория Нуланд и Джон Маккейн были на Майдане и водили хороводы с неонацистскими бандами. Тогда США поддержали режим, который попирал права русскоязычных украинцев, организовал военную операцию против них и сделал пропаганду украинских националистов времен Второй Мировой официальной государственной идеологией.

Украину предавали, когда антироссийские военные ястребы организовывали провокацию за провокацией, прекрасно понимая, что Путин не примет вступления Украины в НАТО.
Украину предали, когда Байден решил спровоцировать гибридную войну с целью раздавить Россию.
Украину предали, когда Борис Джонсон срочно прибыл в Киев в апреле 2022 года, чтобы уговорить украинцев не подписывать мирное соглашение с Россией.
Что касается Зеленского, то он уже сдает назад со словами «спасибо, Америка, спасибо, ПРЕЗИДЕНТ» в соцсетях и в интервью Fox News, где он признался, что «некоторые вещи, которые он сказал, не следовало обсуждать перед СМИ». Выбора у него нет.
В Киеве уже точат ножи. В Раду внесено предложение об импичменте, а политические соперники Зеленского напоминают о себе.
Вашингтон, в свою очередь, теперь угрожает немедленно прекратить все поставки военной помощи Украине.
«Для чего все это было?»
«Но как же украинский народ?» – спрашивают некоторые – «Разве не имеет он права определять условия прекращения конфликта? Решать, когда они хотят прекратить боевые действия?» Многие из тех, кто задает подобные вопросы, лицемеры. Это те, кто решил, что в Украине должно быть прозападное правительство, те, кто напрямую вмешался, чтобы убедиться, что это произошло, те, кто – как Виктория Нуланд – накладывали вето на «неправильных» кандидатов на пост премьер-министра после свержения Януковича.
Но, возможно, найдутся те, кто искренне задастся этим вопросом. Ответ таков: украинский народ на данный момент хочет мира и готов пойти на территориальные уступки. Это то, что показывают опросы общественного мнения на территории, контролируемой Киевом. Многие голосуют ногами. Сотни тысяч уклоняются от призыва (200 000 по данным украинских источников на конец 2024 года). Они понимают, что войну невозможно выиграть. Настроение на передовой близится к мятежу. 1700 человек дезертировали из недавно сформированной, прошедшей подготовку в НАТО 155-й механизированной бригады, как только она вернулась из Франции.
Многие, кто бежал с территорий, оккупированных Россией, сейчас возвращаются, например, в Мариуполь, поскольку они хотят увидеть своих родственников и свои дома. Эти люди не видят способа, которым можно достичь возвращения этих территорий под контроль Украины. Это люди, которые бежали от российского вторжения, а не те, кто остался.
Мэр Покровска обратился к президенту с призывом немедленно подписать соглашение о прекращении огня.
Многие в Украине сегодня задаются вопросом: «Ради чего все это»? И у Зеленского нет ответа. Страна разрушена, сотни тысяч убиты и искалечены. Многие подумают: «Мы голосовали за Зеленского рассчитывая, что он кандидат мира. Запад втянул нас в драку с Россией, а теперь предал». Часто, впрочем, поражение в войне приводит к революции.
В конце концов, все сводится к тому, что Ленин объяснил более 100 лет назад. В эпоху империализма права малых наций – это всего лишь небольшие перестановки в махинациях крупных держав. Они используются, когда это удобно, для оправдания и маскировки империалистических целей, а затем отбрасываются, как только перестают приносить пользу.
Истинные различия между Трампом и Байденом
Они оба империалисты, но есть несколько нюансов.
Во-первых, Байден проводил безрассудную внешнюю политику, направленную на сохранение невозможного господства США над всем миром, даже рискуя спровоцировать прямой военный конфликт с такой ядерной державой, как Россия. Трамп проводит политику раздела мира между различными державами в соответствии с соотношением сил.

Во-вторых, Байден и весь либеральный мировой порядок маскировали свои империалистические цели высокопарными фразами о «национальном суверенитете», «международном праве», «мировом порядке» (или «основанном на правилах порядке»). Трамп прямолинеен и недипломатичен. Он говорит все как есть. Он хочет контролировать важнейшие полезные ископаемые, судоходные пути и каналы. Он хочет использовать экономические рычаги для получения уступок от своих торговых партнеров. Вот и все.
Можем ли мы принять такое положение дел? Безусловно, нет. Мы коммунисты-революционеры и интернационалисты. Мы за освобождение человечества от угнетения и эксплуатации. Мы антиимпериалисты. Но мы не должны попадаться на иллюзию того, что «Трамп плох, потому что он заигрывает с авторитарным Путиным» или что он «выступает против защиты свободного мира».
Везде и при любых обстоятельствах мы отстаиваем независимую классовую позицию. Позицию, которая исходит из интересов рабочего класса, а не из интересов той или иной группы империалистических грабителей.
[В понедельник мы опубликуем подробный анализ нынешней ситуации и роли Дональда Трампа, сделанный Аланом Вудсом]