Сербия: впечатляющее шествие в память о жертвах коррупции в Нови Саде

Прошел год [статья написана в ноябре 2025 г. — прим. пер.] с момента обрушения навеса в Нови-Саде, унесшего жизни 16 невинных людей и покалечившего молодую мать. Несмотря на прошедшее время, мы далеки от торжества справедливости, а суды практически ничего не сообщают о судебных процессах над подозреваемыми в этом преступлении, глубоко потрясшем Сербию.

[Оригинал статьи на сербском языке, на английском от 3 ноября 2025 г.]

Для тех ста тысяч людей, что собрались в память о погибших и вышли на протест, время с тех пор словно остановилось, потому что сербское общество не сможет вернуться к нормальной жизни, пока не увидит перемен в обществе.

Заметная усталость масс после года протестов все еще преодолевается стремлением к справедливости, в то время как усталость режима привела к полному краху его легитимности как в глазах масс, так и в глазах европейского капитала, которому он в наибольшей степени служит. Памятное мероприятие, посвященное годовщине обрушения навеса в Нови-Саде, — еще одна победа над прогнившим режимом Александра Вучича.

Все дороги ведут в Нови-Сад

Хотя это не первая акция протеста, в которой люди со всей Сербии мобилизовались в одном городе, она определенно была особенной, учитывая, что все участники направились в искалеченный город, который уже год не может залечить свою рану. Из-за давления на движение, перегруженности студентов университетскими обязанностями и печали, сопровождающей это событие, не было ни множества объявлений о нем, ни заметного ажиотажа в СМИ и социальных сетях.

Первой частью подготовки к памятной акции стал марш студентов Государственного университета Нови-Пазара, который символически назвали «16 дней в память о 16 жертвах». Как мы писали ранее, Нови-Пазар стал одним из особенно вдохновляющих пунктов этого движения, где на этот раз студенты разных национальностей и религий запустили медиакампанию, вооружившись доброжелательностью и хорошим настроением, флагами своего университета, Сербии, Санджака и Палестины, а также традиционной мусульманской и палестинской одеждой. Их с энтузиазмом встречали в каждом городе на их пути, а некоторые города, такие как Вальево, демонстрировали особый боевой дух.

По мере приближения годовщины присоединялись и жители других городов. Колонны из Суботицы, Бачка-Паланки, Зренянина, Вршаца, Сремской Митровицы и Румы пополнили движение, чтобы выразить солидарность со своими соотечественниками из Воеводины, а колонны людей и тракторов из Чачака, Шабаца, Богатича и уже упомянутого Вальево — региона, особенно пострадавшего от давления со стороны режима и компании «Рио-Тинто» (международная горнодобывающая компания, чьи планы по открытию литиевого месторождения вызвали волну протестов в 2024 году) — отправились из Западной Сербии.

Самая впечатляющая колонна прибыла из столицы. Когда отправилась колонна из Белграда, которая также собрала людей из остальной части Сербии, автор этого текста был потрясен. «Неужели колонна из нескольких тысяч человек действительно планирует два дня идти маршем в мой город из чистой любви и солидарности?» Да.

Эта колонна провела ночь в Инджии, где из-за нежелания режима сотрудничать тысячи шествующих были вынуждены ночевать под открытым небом. Но это лишь укрепило их решимость в глазах тех из нас, кто их приветствовал. В качестве вишенки на торте мы также увидели пиратские флаги с соломенными шляпами из японской манги «Ван Пис», ставшие символом так называемых революций поколения Z по всему миру, в которых, как и в Сербии, молодежь сыграла ключевую роль.

Логистическая подготовка к приему, как показалось, всего остального населения Сербии в Нови-Саде выглядела самой серьезной операцией из всех. Массовые собрания в Нови-саде, бастующие студенты, IT-блокада и другие инициативы приложили максимум усилий, чтобы сделать прием своих соотечественников как можно более приятным.

Призывы к финансовой солидарности позволили создать многочисленные пункты, где участники шествия и принимающая сторона могли получить еду и воду, если проголодаются или захотят пить, а факультеты смогли запастись предметами первой необходимости для тех, кто проведет в них ночь. Была организована сеть людей, готовых предоставить жилье тем, кто приедет накануне памятной церемонии, чтобы снизить затраты и увеличить количество мест для ночлега из-за высокого спроса.

Встреча 31 октября прошла великолепно. Тысячи и тысячи людей выстроились вдоль бульвара Освобождения, недалеко от Моста Свободы, чтобы с энтузиазмом, аплодисментами и «стоячими овациями» встретить колонны со всей Сербии. О колоннах объявляли по громкоговорителю, их приветствовали факелами и фейерверками, а представители некоторых из них также произносили короткие речи солидарности. Мероприятие шло с 18:00 до полуночи — жители Нови-Сада не хотели расходиться, пока не встретили последнего гостя.

Сама церемония 1 ноября была организована в виде шествия шестнадцатью колоннами, которые отправились из разных частей Нови-Сада. Этот митинг значительно отличался от других, поскольку не было флагов, свиста или шуток из-за скорби, сопровождающей это событие. Программа длилась с 10:00 до 19:00, главным событием стало 16-минутное молчание, начавшееся в 11:52, в момент падения навеса. Более 100 000 человек почтили память жертв коррупции тишиной.

Со сцены также прозвучало несколько речей, эхом разнесшихся по Бульвару Освобождения. Одна из них была произнесена молодой соседкой погибшего Неманьи Комара из Степаничево, и ее речь была особенно трогательной, поскольку отражала боль, которую испытывают молодые люди из-за потери друзей. Также выступила Дияна Хрка, мать погибшего Стефана Хрки, которая уже несколько месяцев остается с демонстрантами и выражает особую любовь к студентам и старшеклассникам, которые, по ее словам, поддерживают в ней жизнь. Она объявила голодовку как форму дальнейшего протеста после года несправедливости по отношению к ее сыну — как и к другим жертвам коррупции. В конце первой части программы был показан короткий ретроспективный фильм обо всем, через что прошло движение, чего оно достигло и обо всех безумных шагах, предпринятых режимом за последний год. День завершился сбором на Белградской набережной (в Нови-Саде) с запуском 16 фонарей в память о 16 жертвах и включением десятков тысяч фонариков на телефонах, после чего последовали еще 16 минут молчания.

Вучич на коленях

Последние три месяца стали чередой поражений для режима. Обвинение Высшей прокуратуры по организованной преступности в отношении высокопоставленных чиновников СНС в связи с коррупцией при реконструкции железнодорожного вокзала Нови-Сада, нападение в августе бандитов режима на протестующих, которые храбро оказали сопротивление, и растущее недоверие империалистических стран к Вучичу ознаменовали потерю всякой поддержки для этого режима.

Евросоюз месяцами хранил молчание по поводу протестов и обрушения навеса. В условиях растущего классового недовольства в мире, падения правительств в Непале и Мадагаскаре, а также всеобщей забастовки в Италии в поддержку Палестины и всеобщей забастовки во Франции против мер жесткой экономии последнее, что нужно европейским правителям, — это революция на их континенте, которая могла бы вдохновить другие страны. Сербия прежде всего является сферой интересов Европейского союза, независимо от того, как сильно либералы жалуются на то, что Вучич — пешка Путина или Си Цзиньпина. До вчерашнего дня он был превосходным колониальным администратором Евросоюза, но в результате последнего кризиса оказался совершенно неспособным обеспечить политическую стабильность.

Немногим ранее Вучич вел себя дерзко. Однажды он высказал предположение о том, что все движение — одна большая попытка устроить цветную революцию, спонсируемую кем-то из Евросоюза. Был даже момент, когда он, опьянев, обругал немецких «зеленых» за присоединение к протесту в Нови-Саде. Теперь же нестабильность продолжается слишком долго, и его дестабилизирующие акции рискуют отразиться на самом Евросоюзе.

Когда президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен посетила страны так называемых Западных Балкан, Вучич заявил спикеру Национального собрания Ане Брнабич перед СМИ: «Делайте все, что от вас потребует Европа». Хотя фон дер Ляйен была довольно сдержанна в своих публичных высказываниях во время визита в Сербию, было очевидно, что европейские лидеры используют политическую слабость Вучича для дальнейшей консолидации Сербии в качестве сферы интересов. Это уступка, на которую он теперь, наконец, готов пойти. Это было дополнительно подтверждено резолюцией Европейского парламента по Сербии, в которой, среди прочего, осуждались действия режима в отношении движения.

Не стоит питать иллюзий, что это продиктовано доброй волей так называемых европейских ценностей. Евросоюз бомбил Сербию, навязывал ей меры жесткой экономии, поощрял агрессию НАТО в мире своим существованием, поддерживал Израиль в геноциде в Палестине и был причастен к обеспечению продолжения резни на Украине. Евросоюз — это союз капиталистов, обратившихся против собственных рабочих, и тем более против рабочих стран, не входящих в ЕС, которые находятся в его сфере интересов. Во многих отношениях они не уважают свои так называемые европейские ценности даже в собственных странах, где полицейская жестокость — обычное явление, где запрещены протесты солидарности с Палестиной, где устраняются неподходящие кандидатуры в правящие круги и т. д. Они всегда знали, кто такой Вучич и какие методы он использует; только сейчас для них появилась возможность еще больше его приручить.

Однако ослабление доверия европейского империализма к Вучичу — это прежде всего результат давления со стороны массового движения. Это ударило по главной основе его правления, которая заключается в извлечении выгоды из иностранных инвестиций Европейского союза. Этот удар приводит к дополнительным расколам в режиме: Вучич больше не может подкупать слои населения, которые он подкупал раньше.

Еще до обрушения навеса Владимир Джуканович, которого в СМИ часто называют пресс-секретарем Вучича, жаловался на коррупцию в партии. Год спустя он повторил ту же жалобу, что свидетельствует о том, что единство СНС, временно возникшее из-за политического кризиса, снова ослабевает, но теперь — в гораздо более критический момент.

За день до памятной церемонии Вучич выступил с (еще одной) экстренной речью. На этот раз она носила примирительный характер: он даже извинился перед студентами и протестующими за то, что плохо отзывался о них. Поскольку всем ясно, что мы не забудем в одночасье все, что он и его шайка сделали против них, это послание было адресовано его оставшимся сторонникам и Европе.

Вучич также организовал митинги против блокад, которые должны были стать подготовкой к возвращению представителей режима в Нови-Сад на годовщину трагедии. Однако этого не произошло, что является большой победой для движения. Палачам Нови-Сада здесь не рады.

Через день после памятных мероприятий напряженность сохранялась. Дияна Хрка начала голодовку, но ей запретили делать это перед зданием Национального собрания, поскольку там находится Чациленд (проправительственный «протестный лагерь», созданный СНС и названный Чациландом студенческими протестующими в честь проправительственной надписи «Студенты, идите в школу», которая, что весьма иронично, была написана с ошибкой). Вскоре граждане собрались, чтобы поддержать ее, но в ответ на это появились и бандиты из числа сторонников режима. В итоге вспыхнул конфликт, на что отреагировала подкреплением полиция.

Режим ведет себя так, будто находится на предвыборной кампании. Главным требованием студентов и протестующих остается проведение выборов, которые Вучич после своих извинений объявил, что проведет раньше запланированного срока. Видя это, мы не должны забывать, для чего на самом деле нужны выборы в данный момент: чтобы пресечь революционные настроения, существующие в Сербии, и вернуть политику из рук масс в руки политиков и институтов. Падение Вучича стало бы великой победой для движения, но только тогда станет полностью очевидно, насколько прогнила вся капиталистическая система, а не только шайка Вучича.

Сербское общество за последний год претерпело серьезную трансформацию. Если бы вы сказали кому-нибудь до того, как рухнул навес, что в течение года более миллиона человек выйдут на улицы на протест против режима, что студенты оккупируют университеты, организуются в пленумы и возглавят движение, которое поддержат эти миллионы, что люди будут организовываться в собрания, в комитеты действий широких слоев общества, что учителя проведут самую воинственную и вдохновляющую забастовку в истории, что состоятся несколько митингов с участием более ста тысяч человек, что байкеры и ветераны организуются в отряды самообороны и что это движение будет сиять любовью и солидарностью, многие бы сказали, что это лишь ваши мечты. На самом же деле это — новая Сербия, рожденная массами, во главе которой стоят студенты. Это движение показало то, о чем мы, коммунисты, всегда говорили: как только они сделают первый шаг, ничто не может остановить массы.

Нас ожидает глобальный экономический кризис, который является прямым продуктом капиталистического способа производства. Пока мы будем продолжать в том же духе, нас будут ждать кризисы, войны, коррупция и еще более неприятные трагедии. Однако мы видим, что массы в мире, особенно молодежь, не молчат об этом. В Сербии это движение породило новое поколение борцов, многие из которых будут стремиться продолжить борьбу и организовать сопротивление этой прогнившей системе. Если капитализм не дает нам мира, то и правящему классу не должно быть мира. Мы должны победить Вучича, чтобы этот процесс вообще начался. Но в то же время мы должны сохранить прекрасную энергию этого движения как опыт того, что возможно, и не останавливаться перед лицом еще больших трудностей, которые ждут нас в будущем.